Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад рябинка» Проект в старшей группе «Одуванчик» «Осень золотая в гости к нам пришла». Подготовила и провела: Ботезату Е.С. Тихвин 2022г Вид проекта: познавательно-творческий, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели) Сроки реализации: с 19.09.2022г. по 30.09.2022г. Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители, музыкальный работник. Интеграция образовательных областей: (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. физическое и речевое развитие) Цель проекта: - формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • Расширять знания детей об осени, ее признаках и явлениях. • Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих в осенний период; • Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения. Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве. • Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх. • Развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм. • Способствовать развитию памяти, восприятия. • Воспитывать эстетические чувства. Актуальность темы: Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного. Формы и методы реализации проекта: • Непосредственно образовательная деятельность; • Наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии; • Рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий; • Создание и просмотр презентаций; • Чтение художественной литературы о природе, о временах года; • Утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности); • Выставки творческих работ; • Индивидуальная работа с детьми; • Взаимодействие с семьей. Предполагаемые результаты: • Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях. • Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве. • Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах; • Пополнится словарный запас; • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей. Этапы проведения проекта: Этапы проекта. 1 Подготовительный • Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта. • Подготовка развивающей среды. • Составление плана проекта. 2 Практический • Работа с детьми. • Работа с педагогами. • Взаимодействие с родителями. 3 Итоговый • Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта • Выставка творческих работ и поделок • Итоговое развлечение по теме проекта. Оборудование: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папкипередвижки, памятки, буклеты рекомендации, библиотека для родителей и педагогов и т. д. • подборка художественной литературы по лексическим темам. • материал для художественного творчества. • альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации (осенний период) . Этапы проекта. Подготовительный этап. 1. Диагностика по теме: «Что ты знаешь об осени?» (воспитатели, дети). 2. Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстраций, фотографий, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми. 3. Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта. 4. Консультации, буклеты, памятки в родительский уголок: «Игры с детьми на прогулке в осенний период» «Осень, осень, в гости просим» «Сезонные изменения в природе: что мы знаем об осени» «Осенняя пора – очей очарованье!» «Одеваемся по погоде» Воспитатели Практический этап 1. Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта 2. Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта. 3. Разучивание песен по тематике проекта. 4. Непосредственно образовательная деятельность Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад», Трутневой «Листопад», Пушкина «Уж небо осенью дышало», Ю. Тувим "Овощи"; Чтение и пересказ рассказа Г. Скребицкого «Осень», И. СоколовМикитов «Листопадничек» Чтение и обсуждение басни Крылова «Стрекоза и муравей» Составление описательных рассказов по картинам, иллюстрациям, фотографиям. Рисование «Лес словно терем расписной…», «В осеннем лесу», «Рисуем натюрморт»; Аппликация «Корзина с грибами», «Превращение осеннего листочка»; Лепка «Витамины с грядки», «Пластилиновое дерево», «За грибами в лес осенний» Ознакомление с окружающим «Осень золотая», «Осенняя сказка». 5. Наблюдение. ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию 6.Беседы «Какими красками рисует осень», «Почему опадают листья?», «Куда улетают птицы?», «Откуда хлеб пришел?», «Что такое урожай?» «Дары северного леса» 7.Труд в природе Сбор гербария, уборка сухих листьев на участке ДОУ. 8. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний», «Собери дерево», «Бывает – не бывает», «От какого дерева листок», «Времена года», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды), «Обведи по контуру», «Овощной магазин», «Узнай дерево», «Чем отличаются и чем похожи деревья?», «Загадай загадку». 9. Составление загадок с использованием символов. 10. Наблюдения за деревьями и другими растениями на участке детского сада. 11. Музыкальные тематические развлечения в группе: «Осень, осень, в гости просим», «Осень в гости к нам пришла». 12. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Волк во рву», «Зайцы и волк». Итоговый этап. 1. Инсценировка р. н. с. «Репка». 2. Выставка творческих работ детей и родителей «Золотая осень!» Выводы и результативность: -Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе, повышению познавательного интереса. В рамках реализации проекта уровень знаний детей об осени, сезонных изменениях и признаках осени значительно повысился. С детьми были организованы ежедневные наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков, ветром, длительностью дня). В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Ребята учились отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними. Наблюдения за явлениями живой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На прогулках и во время целевых экскурсий обращали внимание на особенности внешнего вида растений. Наблюдая с детьми за изменением цвета листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть-это явление называется листопад, ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. В процессе наблюдений уточнялись знания детей о том, что такое «ранняя», «золотая», «поздняя осень», чем они Проект «Осень в гости к нам пришла» предоставил каждому ребенку нашей группы возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей. Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3