Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Рябинка» Педагогический проект в старшей группе на тему: «Свойства снега» Выполнила: Учитель-логопед Е.Н. Бельская 2022 год I. Паспорт проекта. Продолжительность проекта: краткосрочный – 1 неделя. Реализуется на индивидуальных занятиях учителя-логопеда. Тип проекта: познавательно- исследовательский. Участники проекта: дети, которые нуждаются в автоматизации звуков (Л,ЛЬ), родители, учитель-логопед. Возраст детей: 5-6 лет Актуальность проекта: Актуальность данного проекта в том, что он позволяет, как в условиях организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных процессов расширить, обогатить и систематизировать знания детей о снеге, будет способствовать развитию интереса к экспериментированию со снегом, водой и льдом. Путём опытов и экспериментов детям представится возможность самим ответить на вопросы «как?» и «почему?», но и во время индивидуальных занятий автоматизировать или дифференцировать звуки (Л,ЛЬ). Новизна проекта: Новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию для автоматизации звуков. Цель проекта: Выяснить, что такое снег и изучить его свойства, автоматизируя звуки. Задачи проекта: Образовательные: Формировать представление о сезонных изменениях в природе; дать представление, что такое снег и познакомить с основными свойствами снега (белый, холодный, тает в помещении и превращается в воду, чистоту); обогатить речь детей описательными прилагательными (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый); автоматизация или дифференциация звуков (Л,ЛЬ) Развивающие: развивать наблюдательность, мышление, воображение, коммуникативные навыки в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом; формировать у детей эмоциональную заинтересованность. Воспитательные: воспитывать сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач; воспитывать умение следить за поставленными звуками. Форма проведения итогового мероприятия проекта: Эксперименты и опыты на занятиях. Ожидаемые результаты (продукт проекта): Дети узнают, что снег белый, холодный, пушистый, мягкий, тает в теплых руках и помещениях, если поливать его водой, то начинает таять и превратиться в воду; снег можно раскрасить. Пополниться активный и пассивный словарь, автоматизируются звуки (Л,ЛЬ). II. Реализация проекта. 1. Подготовительный. Подбор иллюстрационного материала по предмету исследования, атрибуты для игр, оборудование для опытов, дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словестные). 2. Основной. 1.Беседы и НОД с детьми «Зима», «Что такое снег», «Зимние забавы». 2.Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика «Что такое зима», «Зимние забавы», дыхательная гимнастика «снегопад», пальчиковая гимнастика, релаксация «Снежок». 3. Словесные игры: «Один - много», «Закончи предложение», «Опиши какой», «Назови какой звук в слове?», картотека на автоматизацию звука (л, ль), разучивание стихотворений. 3. Заключительный. Анализ работы и видеофрагменты с занятий отправляет педагог родителям, как образец для домашних игр. Приложение Стихотворения: Звёздочка-малютка Вот так! Белая, узорная Звёздочка-малютка. Ты слети мне на руку, посиди минутку. Покружилась звёздочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. (З. Рождествеская) «Снежный кролик» Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом. И как раз Вместо глаз Угольки нашлись у нас. Кролик вышел, как живой! Он с хвостом и с головой! За усы не тяни - Из соломинок они! Длинные, блестящие, Точно настоящие! ( О.Высотская) «На санках» Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты сиди, не упади – Там канавка впереди! Надо ездить осторожно! А не то разбиться можно! (О.Высотская) «Снег идет» Тихо-тихо снег идет. Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой. От калитки мы с трудом К нам дорожку проведем. Выйдет мама на порог Спросит: «Кто бы это мог, Провести дорожку к нашему порожку? (М. Познанская) Экспериментальная деятельность. (проводится на индивидуальных занятиях с детьми, которые нуждаются в автоматизации звуков (Л, ЛЬ) Опыт «Снег и его свойства» Цель: Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный из него можно лепить. Материал: снег в тазике. Ход, содержание опыта: принести в группу снег. Предложить потрогать рукой. Снег холодный или тёплый? Предложить детям слепить комочек – не лепится, рассыпался. Оставить на несколько минут, снег становится мягким и влажным и из него уже можно слепить комочки. Сделать вывод о том, что снег лепится только тогда, когда он влажный. Во время индивидуального занятия учитель-логопед следит за звуками (Л, ЛЬ). В конце занятия ребенок льет водичку из лейки на снег и находит под ним предметы. Педагог оречевляет действия ребенка, а далее просит повторить речевой материал.