Комитет по образованию администрации МО Тихвинский муниципальный район Ленинградской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Рябинка» Детско- родительский проект «Любовь к Родине начинается с семьи» Составила и провела Воспитатель: Костичева Т.Н. г. Тихвин 2022 г. Актуальность: Семья, это та среда, где начинается воспитание чувства любви к родине. Именно в семье формируется чувство патриотизма к месту, где ты родился и вырос. Одной из функций семьи выступает воспитание и социализации человека. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы нравственного развития личности ребёнка с раннего возраста. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путём, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Поэтому важно использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, которые направлены на сближение взрослых и детей. И смогут показать ребенку не только понятие, что такое семья, но и дадут почувствовать силу и необходимость семьи и семейных отношений. Партнёрские отношения с родителями дадут больший результат в развитии патриотизма детей не только в понятии «семья», но и в понятии «родина». Цель проекта: Формировать у детей понятие «семья», показать её ценность для каждого человека, воспитывая любовь к своим близким родственникам и привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом. Задачи проекта: • формировать у детей представление о семье; • формировать представления о родственных отношениях; • закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек; • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. • воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким; • воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи. • привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. Тип проекта: образовательный, творческий. Вид проекта: групповой, сентябрь-ноябрь Участники проекта: Педагоги, родители, дети средней группы. Проблема: Некоторые дети плохо знают членов своей семьи по именам. Не могут ничего о своей семье. У некоторых семей нет при общении друг с другом тёплого взаимопонимания, родители мало общаются со своими детьми. В группе есть родители, которые не хотят принимать участия в общих мероприятиях, они считают, что это не так важно для их ребёнка. Ожидаемые результаты по проекту: Дети смогут рассказать о своих родителях, родственниках, о своей семье и своих семейных традициях. Отношения у детей к своим родителям будет уважительнее, они будут меньше капризничать и скандалить при общении с близкими родственниками. План реализации проекта. I Подготовительный этап: 1.Разработка проекта; 2. Подбор соответствующей литературы и информации по данной теме. 3.Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий; 4.Общение с родителями и обсуждение работы по данной теме. 5.Привлечение родителей к продуктивной и творческой деятельности: 6. Рассматривание фотографий своей семьи; беседы о семье «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Мои бабушка и дедушка самые хорошие», рассказ детей о братьях и сестрах, рассказы о маме и папе. 7. Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке. 8.Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр на семейную тематику. 9.Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Дочки- матери». Работа с родителями: 1. Совместный детей и взрослых выходной «В гости к лошадкам». 2. Подготовить стихи и фото к «Дню пожилого человека» 3. Участие детей и родителей в семинаре- практикуме: «Семейное чтение, как увлекательная игра для детей и взрослых» 4. В преддверии праздника «День матери»- мастер-класс «Я вместе с папой!», где дети совместно с папами для наших любимых мам сделают подарки. 5. Консультации для родителей: «Семья и семейные традиции», «Права ребенка в семье». II Основной этап: 1. Беседы на темы: «Моя семья». «Мои бабушка и дедушка». «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как я помогаю дома?», Ситуационная беседа по вопросам «Что делает ваша семья утром (вечером)», «На кого ты похож? И почему?»; «Где живёт твоя семья», «В какие игры играют с вами ваши родители»; Беседа по вопросам с использованием семейных альбомов «Расскажи, с кем ты живёшь»; «Я люблю маму ( папу) потому, что…»;«Как близкие заботятся о своих детях», «Мы дружная семья», «Ласковые слова для мамы», «Кто такие - родные, друзья, соседи», «Выходной день с мамой и папой». Цель: Продолжать развивать речь, как средство общения, умение устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками беседы. Формировать у детей представления о семье, о родственных отношениях; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек, их места работы, домашнего адреса. 2.Чтение художественной литературы: Сказки «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Сказка о глупом мышонке» А. Маршак, . стихотворений «Вот какая мама» «Посидим в тишине»,, Е. Благинина, «Моя семья» Д. Габе, С.Капутикян «Моя бабушка», С. Баруздин «Мамина работа», И. Косякова «Всё она»; Заучивание стихотворений Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня». Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад». Заучивание пословиц и поговорок о семье. Цель: формировать умение внимательно слушать сказки, стихотворения; развивать интерес к чтению, умению рассказывать выученные стихи, пересказывать содержание сказок и рассказов. 3. Игровая деятельность: * Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Дочки- матери», «Готовим обед, как мама», «В гости к бабушке», «Наш Дом». *Дидактические игры «Чья мама?», «Кого как зовут», «Кто у нас хороший?», «Позвони по телефону», «Знакомство», «Моя семья», • «Мамы и детки», «Найди ладошки своей семьи»), «Узнай про кого я расскажу», « Свой – чужой», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Кем быть», «Кому что нужно для работы». *Пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка…», «Пальчик, пальчик, где ты был», «Строим дом»; «Кто живёт у нас в квартире», «Семья». *Настольно- печатные игры «Фоторобот» (складывание из нескольких частей портрета), «Бусы для мамы». Игра- инсценировка «Добрый вечер, мамочка» (папочка или другие родственники). Цель: формировать интерес к игровым действиям сверстников; умение передавать в игре события окружающей действительности, развивать игровой замысел, мелкую моторику рук, фантазию, память. Развивать у детей умение играть дружно, согласовывать свои действия с действиями других. 4.Труд «Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку». Цель: Обучать детей правильной последовательности одевания, раздевания, складывания снятой одежды после прогулки, умению соблюдать порядок. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду. Воспитывать эстетичность и красоту. 5. Наблюдения за трудом помощника воспитателя, повара, дворника, мамы дома, папы. Посещение вместе с родителями их работы. Цель: формировать представления о трудовых действиях, используемых инструментах, значимости результатов труда. 6. Свободная художественная деятельность Рассматривание дома семейных альбомов вместе с родителями. Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу». Раскрашивание «Папа, мама, я - дружная семья», лепка «Портрет мамы», изготовление из цветных макарон «Бусы для мамы», аппликация из ладошек «Моя семья» Цель: Формировать представление о семье, семейной принадлежности, развивать атмосферу тепла, любви и дружбы. умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды. 7.Формирование основ безопасности Беседы: «Правила безопасного поведения», «Это вредная еда», «Микробы и мыло», «Если ты остался дома один». Ситуация: «Что делать, если ты потерялся». Дидактические игры: . «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда». Цель: закрепление навыков безопасного поведения дома, на улице, умения применять полученные знания в жизни. Воспитывать осторожность при выполнении упражнений, безопасность в подвижных играх. 8. Художественно- эстетическое развитие 1.Аппликация «Мой портрет» Цель: Учить на готовой форме (голове) размещать готовые детали ( нос, глаза рот). Развивать умение передавать в аппликации своё лицо. Воспитывать интерес к занятиям. 2.Конструирование «Дом» Цель: Учить детей строить дом; видеть постройку в целом и выделять ее части (стены, крыша, дверь, окно), отвечать на вопросы педагога, рассказывать о том, как построена каждая часть. Развивать умение делать анализ образца-постройки (два кирпичика стоят слева плотно друг к другу на узких гранях, два таких же кирпичика стоят справа, сверху две призмы, спереди и сзади построек, кирпичики, приставленные широкими гранями). Воспитывать конструктивные навыки. 3. Пение и слушание песен: «Моя семья» Музыка и слова: Александр Ермолов, «Папа, мама, сестра и брат» слова и музыка: Яков Василевский, «Мама, папа, я" (исп. группа "Волшебный микрофон"), «Моя дружная семья» Сл. Татьяна Рядчикова, муз. Александр Комаров, "Бабуля, дедуля "муз. и сл. В.Бобкова, "Папа, мама, я" муз. В.Ковалива, сл.М.Марина Цель: уметь внимательно слушать музыкальные произведения до конца, понимать характер музыки рассказывать, о чем поется в песне. Способствовать музыкальной восприимчивость детей, воспитанию зачатков музыкального вкуса. 9. Физическое развитие Подвижная игры: «По ровненькой дорожке», «Парами на прогулку», «Найди свой домик», «Поезд», «Наседка и цыплята», «Такси», «Тишина», «Пройди – не задень» ,«Пройди – не упади» ,«Птички в гнездышках», «Найди свое место». Физкультминутки: «Я иду, и ты идешь «, «Ладушки у бабушки», «Посуду моет наш Антошка», «Я человек и ты человек." Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног со словами игры; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве; развитие умения бегать по площадке, не наталкиваясь на других участников игры, начинать движение по сигналу . III Завершающий этап: Ожидаемый результат: Дети могут рассказать о своих родственниках, о своей семье и своих семейных традициях. Отношения детей к своим родителям более тёплые, родители и дети относятся к друг другу внимательнее и трепливее. У родителей появляется интерес к жизни ребенка в детском саду. Родители проявляют свою инициативу в организации групповых дел. Совместные мероприятия сблизят детей и взрослых.