Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Имеющиеся в Учреждении средства обучения: Печатные Учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал Электронные образовательные ресурсы Мультимедийные, энциклопедии Аудиовизуальные Слайды, слайд - фильмы, образовательные видеофильмы Наглядные плоскостные Плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски Демонстрационные Гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные Тренажёры и спортивное Гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи оборудование Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения. Идеальные средства обучения – это усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний. Наглядные пособия классифицируются на три группы: 1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.); 2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники) 3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Принципы использования средств обучения: - учет возрастных и психологических особенностей, обучающихся; - гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; - учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); - сотворчество педагога и обучающегося; - приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Средства обучения и воспитания Образовательные области Физическое развитие Познавательное развитие Материально-техническое и учебно-материальное обеспечение Обручи пластмассовые разного диаметра; палки пластмассовые гимнастические; мячи разного диаметра, набор кеглей; дуги для подлезания; коврики массажные; корригирующая дорожка; скамейки для ходьбы; щиты для бросания; кольцеброс; мешочки для равновесия; скакалки детские; канат для перетягивания; флажки разноцветные; ленты; лесенка-стремянка; маты; нейроскакалки; баскетбольные стойки; баскетбольные кольца; модульная гусеница; скалодром; батут; шведская стенка; пьедестал; лыжи; сухой бассейн; султанчики; ребристая доска; наклонная доска; фитболы; кольца; хореографический станок; футбольные ворота; кубики; гантели; клюшки; массажные мячики; бадминтон; городки; ходули; напольные игры : «Домино», «Шашки»; конусы – ориентиры; фигурные модули; многофункциональный мяч; модуль «Перекати поле»; дидактическое пособие на равновесие «Змейка» Наборы тематических предметных карточек; серия демонстрационных сюжетных тематических картин; домино с цветными изображениями; шнуровки различного уровня сложности; игрушки-персонажи; набор плоскостных геометрических фигур; мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм; дидактические игры; муляжи фруктов и овощей; вкладыши; пирамидки различной величины; демонстрационные и раздаточные материалы для обучения Речевое развитие Художественноэстетическое развитие счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари). Стимульный материал; наборы предметных карточек по темам; набор сюжетных карточек по темам; предметные игрушкиперсонажи; комплекты детских книг по темам; иллюстрации к детской художественной литературе Мольберт; изделия народных промыслов; тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования; бумага для рисования; стаканчики; трафареты; кисочки разного размера; карандаши простые, цветные; мелки восковые; бумага цветная; картон цветной, белый; пластилин; доска для работы с пластилином. Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями; набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки); металлофон; комплекты костюмов театрализованной деятельности; шапочки для театрализованной деятельности; ширма для кукольного театра настольная, напольная; игрушки-персонажи; флажки разноцветные; куклы; мишура Социальнокоммуникативное развитие Технические средства обучения Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол); набор демонстрационных картин «Правила дорожного движения», «Пути и средства сообщения»; набор демонстрационных картин «Правила пожарной безопасности»; набор предметных карточек «Транспорт»; наборы сюжетных картинок «Дорожная азбука», «Уроки безопасности»; набор предметных карточек «Профессии», «Символика»; дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты); наборы игрушечной посуды.; наборы парикмахера; наборы медицинских игровых принадлежностей; игровой модуль «Кухня»; игровой модуль «Парикмахерская»; оборудование для трудовой деятельности (совочки, грабельки, палочки, лейки пластмассовые детские); природный материал и бросовый материал для ручного труда; картины, плакаты «Профессии», «Кем быть», «Государственные символы России»; книги, энциклопедии, тематические книги. Экранно-звуковая аппаратура: - пианино - синтезатор - музыкальный центр - телевизор Вспомогательные технические средства: - цифровой видеопроектор - экран Игровые площадки Спортивный участок Носители информации: - тематические презентации - цифровые музыкальные аудиозаписи - фонотека, видеотека Песочницы, качели, теневые навесы, горки, домики, песочные дворики, балансиры, домики – беседки; игровые элементы: кабриолет, машинка, грузовик, карета, паровозик, внедорожник; качалки на пружине; скамейки, кольцебросы, доски для рисования, Спортивное оборудование: «бум», «тоннель», «стенка для перелезания», «стенка для метания», «радуга», «змейка»; футбольные ворота; баскетбольные щиты; скамейки; яма для прыжков