Краткое описание ООП

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основная образовательная программа (далее – Программа) Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад Рябинка» (далее – МДОУ «Д/с Рябинка»)
является нормативно-управленческим документом, регламентирующим содержание и
организацию образовательной деятельности и представляющим модель образовательного
процесса МДОУ «Д/с Рябинка».
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и Федеральной
образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП ДО,
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 ).
Программа (согласно п. 2.4. ФГОС ДО) направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей
на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту
видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей.
Программа (согласно п. 2.11. ФГОС ДО) включает три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы (согласно п. 2.9. ФГОС ДО) предполагает
комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих
образовательных областях: социально – коммуникативное развитие, познавательное
развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
(согласно п.
2.6. ФГОС ДО).
Объём обязательной части Программы не менее 60% от её общего объёма; части,
формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (согласно п. 2.10.
ФГОС ДО).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений
Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных
областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные
образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы
(согласно п. 2.9. ФГОС ДО).
Обязатель
ная часть
(60 %)

ФОП ДО

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
(40 %)
В Программу включены следующие парциальные образовательные
Программы и авторские методики для наполнения части, формируемой
участниками образовательных отношений:
- Л.Л. Тимофеева парциальная программа «Формирование культуры
безопасности
у
детей
от
3
до
8
лет».
https://oldfiro.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/Timofeeva_Parcialnay
a_programma.pdf
- И.А. Лыкова парциальная программа «Умные пальчики»
(конструирование
в
детском
саду).
https://old-

firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/programma_umnye_p
alchiki.pdf
- Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина парциальная программа
духовно – нравственного воспитания детей 5 – 7 лет «С чистым сердцем».
https://oldfiro.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/s_chistym_serdtsem.p
df
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (далее —
образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие; 
- физическое развитие.
Программа охватывает детей с 1 до 7 лет и ориентирована на категории
воспитанников ДОУ: от 1 до 2 лет , от 2 до 3 лет – группы раннего возраста; от 3 до 4 лет –
вторая младшая группа, от 4 до 5 лет - средняя группа; от 5 до 6 лет - старшая группа; от 6
до 7 лет - подготовительная к школе группа.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с
родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким
направлениям:
1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье
каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об
уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а
также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического
развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных
методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной
информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах
господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях
реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребенка в группе
ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных
представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих
проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей
поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; возникающих
проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия

с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия
в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся предусматривает сотрудничество в реализации некоторых
образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий;
поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию
образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения
ребенка.
Реализация темы «Здоровьесбережение» осуществляется в процессе следующих
направлений просветительской деятельности:
1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое
здоровье ребенка (рациональная организация режима дня ребенка, правильное питание в
семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический
микроклимат в семье и спокойное общение с ребенком и другое), о действии негативных
факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих
непоправимый вред здоровью ребенка;
2) своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с
рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по
эпидемическим показаниям;
3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах
физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о
возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
4) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями,
проводимыми в ДОО;
5) информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие
детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна,
возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и
общения и другое).
Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей повышена
за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов (медиков,
нейропсихологов, физиологов, ГГ-специалистов и других).
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или)
индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с
родителями (законными представителями):
1) диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические
срезы, индивидуальные блокноты, "почтовый ящик", педагогические беседы с родителями
(законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий
и других видов деятельности детей и так далее;
2) просветительское и консультационное направления реализуются через групповые
родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и
ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое;
информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных
представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных
представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей);
сайт ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии,
выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей.
Просветительское и консультационное направления включают досуговую форму совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия,
тематические досуги, знакомство с семейными традициями.

Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную
деятельность педагоги (воспитатели) используют специально разработанные
(подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности
родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с
образовательными задачами, реализуемыми в ДОО. Все материалы сопровождаются
подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению
взаимодействия с ребенком (с учетом возрастных особенностей).
Кроме того, активно используется воспитательный потенциал семьи для решения
образовательных задач, путем привлечения родителей (законных представителей) к участию
в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и
воспитательных задач.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО
является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет
совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и
искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит
просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам
выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребенка, а также
согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и
семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в освоении
образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и
способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними
задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет
педагогам ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями
(законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и
достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями)
детей дошкольного возраста.
В статье 44 «Закона об образовании РФ» и ст. 63 «Семейного кодекса» говорится о том,
что именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка. Задача дошкольного образовательного
учреждения – помочь родителям стать первыми педагогами своего ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО Программа ставит перед педагогическим коллективом
следующие задачи по работе с семьями воспитанников:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья;
повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».