КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ 4.1 Адресность Программы Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – АОП ДО) для обучающихся с тяжелым нарушением речи (далее – ТНР) разработана с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии, с учетом Основной образовательной программы Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Рябинка», в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ТНР , «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» (Нищева Н.В. Издательство «Детство-Пресс, 2021 год), «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной. Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036 , ее объем составляет не менее 60% от ее общего объема. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована: - на удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с нарушением ТНР; - на специфику (национальных, социокультурных и иных условий, в т.ч. региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность); - на сложившиеся традиции ДОО; - на выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей с ТНР, а также возможностям педагогического коллектива и Учреждения в целом. Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР. Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. 4.2 Используемые программы, методики и технологии Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.А. Мироновой, А.В.Лагутиной; «Программой логопедической работы с детьми III уровня речевого развития» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой; «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитие речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н.В. Нищевой https://old firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/nisheva_kompleksn_obrazov_programm a_3-7.pdf ; технологиями Н.В. Дубровской, А.В. Никитиной, Г.Н. Давыдовой, К.К. Утробиной, методическими разработками Г.А.Волковой, И.Г.Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской; И.А. Помараевой и В.А. Позиной; Г.С. Швайко; Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Т.В. Волосовец, Карпова Ю.В., ТимофееваТ.В. https://oldfiro.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_frebelya_do_robota.pdf Вариативная часть формируется участниками образовательного процесса и составляет не более (40 %), от общего нормативного времени, отведенного на освоение Программы. В группах детей с ТНР реализуются дополнительные программы и технологии, направленные на познавательно - речевое, социально - личностное и художественно - эстетическое развитие дошкольников. В познавательно - речевом направлении для эффективного развития интеллектуальных способностей и логико - математического мышления педагоги используют в своей работе учебно-методический комплект примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; методические разработки И.А. Помараевой и В.А. Позиной; логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, математические и шнуровальные планшеты. В художественно - эстетическом направлении используются программы, связанные с изобразительной и музыкальной деятельностью: - по художественно - эстетической направленности воспитатели для составления планирования и организации занятий используют методическое пособие «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», автор Г.С.Швайко; применяют в работе с детьми методические разработки занятий по изобразительной деятельности Н.В.Дубровской, А.В.Никитиной, Г.Н.Давыдовой, К.К.Утробиной; - для организации музыкальной деятельности музыкальный руководитель использует программу по ритмической пластике для детей дошкольного возраста: «Ритмическая мозаика», автор Буренина А.И.; учебное пособие «Танцевальная ритмика для детей», автор Т.И. Суворова. Для организации работы по социально - личностному развитию детей педагоги используют программу Л.Л. Тимофеева парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и успешной интеграции обучающихся с ТНР, будут недостаточно успешными без постоянного контакта с родителям (законным представителям). Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно восстановительного процесса. Родители (законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся, сформированные специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в Организации и дома. Домашние задания, предлагаемые учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся.