Методическая разработка - Использование игр с бусами, как средство творческого самовыражения, личностного роста, развития и поддержки ребенка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Рябинка»
(МДОУ «Д/с Рябинка»)

Методическая разработка
на тему:

«Использование игр с бусами, как средство творческого
самовыражения, личностного роста, развития
и поддержки ребенка»

Автор:
Гаврилова Наталья Васильевна,
воспитатель

Тихвин
2022 год

Пояснительная записка
Внутренний мир ребенка сложен. Как помочь детям увидеть, услышать,
почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать
свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и
взаимодействовать в нем?
Что бы решить данную проблему, я стала использовать технологии
методики «Бусоград» И. Родиной
В связи с появлением новых образовательных стандартов возникает
необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками.
Одной из инновационных игровых технологий, которую я в последнее время
использую в работе с детьми: «Бусоград» И. Родиной
Это комплекс разнообразных форм творческого самовыражения, с
использованием, игровой терапии, сказкотерапии, обеспечивает поддержку
ребенка, его личностный рост и развитие. Данный метод используется
для работы с детьми с трудностью адаптации, психосоматическими
нарушениями, нарушениями речи, познании собственного "Я". Различные
способы самовыражения не требуют особых практических навыков в работе
с бусами, а необходимы лишь для самовыражения. При использовании
данной технологии развивается зрительно-моторная координация, нагляднообразное мышление, связанное с работой правого полушария, и абстрактнологическое, связанное с работой левого полушария, речь, мелкая моторика
пальцев рук.
Бусография связывает между собой зрение, зрительно-двигательную
координацию, речь, мышление и воображение. Дает возможность
поэкспериментировать с различными чувствами. Позволяет проработать
мысли и эмоции, которые дети могут подавлять. Значимым составляющим
является использование различных бусоматериалов.
В свою очередь РЕБЕНОК:
 Проявляет
инициативу
и
самостоятельность
в
опытноэкспериментальной, познавательно-исследовательской деятельности,
 активно взаимодействует со сверстниками, способен учитывать
интересы и чувства других, сопереживать,
 достаточно владеет устной речью,
 умеет выражать свои мысли, проявляет любознательность,
 интересуется
причинно-следственными
связями,
склонен
экспериментировать,
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика.

Магия нанизанных на нитку разноцветных бусинок так сильна, что
хитроумные европейские мореплаватели сотни лет пользовались ею,
выменивая у туземцев свои сделанные из подручного и бросового материала
бусы на настоящее золото. Многие бусы могли бы привести в восторг даже
самого. Потому что фантазия педагогов, которую они использовали для
изготовления своих бус, поистине безгранична. А дети всегда с
удовольствием занимаются подобным творчеством.
Попробуйте и Вы предложить им создать невероятные разноцветные
бусы из бисера, пластилина, макарон, пробок, теста, шерсти, ракушек,
резинок… Пушистые снежные бусы из меха. Специальные логопедические и
геометрические бусы. Бусы-дождик. Всего просто не перечислить. Смотрите
и выбирайте то, что Вам по вкусу. А ещё – множество оригинальных и
остроумных игр, связанных с бусами!
Использование методики по возрасту неограниченно, так как
выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории
будет интересно всем и старшим, и младшим. Данная методика не оставила
меня равнодушной. Теперь я использую эти приемы в работе с детьми,
вовлекая в процесс родителей и педагогов!
Бусографией дети начинают заниматься уже с младшего возраста,
осваивая простейшие приемы работы с бусами: массаж пальчиков,
пальчиковый бассейн из бус, упражнения на развитие динамической
координации рук в процессе выполнения одновременно организованных
движений, сортировка бус по цвету и т.д
Актуальность
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности.
Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не
только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии
базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков,
здорового образа жизни. Необходимым условием реализации федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования в
настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательнообразовательного процесса.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения– выбрать методы и
формы организации работы с детьми, инновационные педагогические
технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития
личности.

Изучив многие интересные разработки и обучающие технологии,
адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем
развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической
деятельности, в том числе, игровые технологии.
Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования.
В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все
дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра представляет собой
особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает
человека на протяжении всей его жизни.
На каждом занятии решаются не только практические, но и
воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне
развивать личность ребенка, его творческие способности, воображение. Дети
получают знания, умения, навыки, ребенок учится познавать мир и
осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы,
расширяются
возможности
изобразительной
деятельности
детей.
Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром
предметов.
Цель:
 развитие мелкой моторики, речи, творческих способностей,
воображения.
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»:
 развитие эмоциональной отзывчивости, усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе.
 формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
«Познавательное развитие»:
 Формирование
познавательных
действий,
навыков
опытноэкспериментальной деятельности, формирование представлений о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира
 Познакомить с цветом, формой, величиной
 Познакомить
с новым способом творческой деятельности –
конструирование изображений из бус.
«Художественно-эстетическое развитие»:
 развитие творческого воображения,
 развитие выразительности движений в соответствии с характером
музыки.
 Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
«Речевое развитие»:

 обогащение активного словаря,
 развитие грамматически правильной речи.
 развитие речевого творчества.
«Физическое развитие»:
 развитие крупной и мелкой моторики.
Предпосылки
учебной
деятельности: понять,
запомнить
образовательную задачу, действовать по образцу и самостоятельно.
Внутренний мир ребенка сложен. Как помочь детям увидеть, услышать,
почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать
свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и
взаимодействовать в нем?
Что бы решить данную проблему, я стала использовать технологии
методики «Бусоград» И. Родиной
В связи с появлением новых образовательных стандартов возникает
необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками.
Одной из инновационных технологий, которую я в последнее время
использую в работе с детьми: «Бусоград» И. Родиной
Это комплекс разнообразных форм творческого самовыражения, с
использованием, игровой терапии, сказкотерапии, обеспечивает поддержку
ребенка, его личностный рост и развитие. Данный метод используется
для работы с детьми с трудностью адаптации, психосоматическими
нарушениями, нарушениями речи, познании собственного "Я". Различные
способы самовыражения не требуют особых практических навыков в работе
с бусами, а необходимы лишь для самовыражения. При использовании
данной технологии развивается зрительно-моторная координация, нагляднообразное мышление, связанное с работой правого полушария, и абстрактнологическое, связанное с работой левого полушария, речь, мелкая моторика
пальцев рук.
Бусография связывает между собой зрение, зрительно-двигательную
координацию, речь, мышление и воображение. Дает возможность
поэкспериментировать с различными чувствами. Позволяет проработать
мысли и эмоции, которые дети могут подавлять. Значимым составляющим
является использование различных бусоматериалов.

Предполагаемые результаты:
РЕБЕНОК

 Проявляет
инициативу
и
самостоятельность
в
опытноэкспериментальной, познавательно-исследовательской деятельности,
 активно взаимодействует со сверстниками, способен учитывать
интересы и чувства других, сопереживать,
 достаточно владеет устной речью,
 умеет выражать свои мысли, проявляет любознательность,
 интересуется
причинно-следственными
связями,
склонен
экспериментировать,
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика.
Магия нанизанных на нитку разноцветных бусинок так сильна, что
хитроумные европейские мореплаватели сотни лет пользовались ею,
выменивая у туземцев свои сделанные из подручного и бросового материала
бусы на настоящее золото. Многие бусы могли бы привести в восторг даже
самого. Потому что фантазия педагогов, которую они использовали для
изготовления своих бус, поистине безгранична. А дети всегда с
удовольствием занимаются подобным творчеством.
Попробуйте и Вы предложить им создать невероятные разноцветные
бусы из бисера, пластилина, макарон, пробок, теста, шерсти, ракушек,
резинок… Пушистые снежные бусы из меха. Специальные логопедические и
геометрические бусы. Бусы-дождик. Всего просто не перечислить. Смотрите
и выбирайте то, что Вам по вкусу. А ещё – множество оригинальных и
остроумных игр, связанных с бусами!
Использование методики по возрасту неограниченно, так как
выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории
будет интересно всем и старшим, и младшим. Данная методика не оставила
меня равнодушной. Теперь я использую эти приемы в работе с детьми,
вовлекая в процесс родителей и педагогов!
Бусографией дети начинают заниматься уже с младшего возраста,
осваивая простейшие приемы работы с бусами: массаж пальчиков,
пальчиковый бассейн из бус, упражнения на развитие динамической
координации рук в процессе выполнения одновременно организованных
движений, сортировка бус по цвету и т.д
Дети знакомятся с различными бусинками в следующей последовательности:
 берут в руки (бусы), внимательно их осматривают и исследуют.
В процессе визуального и тактильного контроля ребенок

знакомится с различными качествами бус, связанными с
материалами, из которых они сделаны (резиновые, деревянные,
пластмассовые);
 учатся различать предметы по форме (круглый, овальный,
квадратный, прямоугольный, треугольный);
 определяют величину предмета. Развивают тактильные
ощущения, которые в свою очередь являются мощной
импульсацией в кору головного мозга, что также положительно
влияет на развитие речи.
В старшем возрасте используется алгоритм действия, т.е. этапы
выполнения.
В бусотехнике есть своя стратегия и тактика, и успех работы будет
зависеть от продуманности. Прежде чем приступить непосредственно к
созданию предметов, линий и т.п., т.е. к тактическим действиям, необходимо
продумать общий вид предмета и методы изготовления – стратегию. Для
начала важно определить форму и размеры предмета, линий, рассчитать,
сколько приблизительно понадобиться материала. Вторым необходимым
шагом будет разработка конструкции объекта, предмета и его
художественного решения – из каких частей оно будет состоять и какие
цветовые соединения потребуются. Следует при этом посчитать необходимое
количество бусинок, провести чередование их по цвету, а также провести
правильное соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру.
При проведении работы с использованием бусографии необходимо помнить
о главном условии успешности этого вида деятельности – ребенку должно
быть интересно. Нужно действовать от простого к сложному. У него должна
быть создана положительная мотивация для создания героев сказок,
волшебных линий, букв русского алфавита и т.д. Использование быстрой и
медленной музыки поддержания темпа и ритма у старших дошкольников.
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих
дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также
контроля за изменениями, создает фундамент эффективной работы,
включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки,
приобретенные в ходе работы.
Иногда возникают сложности в ходе занятий. Так, при выполнении
упражнений с использованием педагогической технологии у детей
наблюдались – медленное выполнение, пропуск бус по счету, затруднение
создать дорожку, улитку и другие задания по схеме, слабая реакция на
музыку, затруднения в создании целого образа и т.д.

Этапы работы с техникой «Бусоград»
I этап. Подготовительный
Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете.
Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим
(методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые
упражнения с бусами.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная
дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки пирожное»
II этап. Конструктивный
Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая
упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к
лексическим темам.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Улитка», «Кочка», «Горочка, гора», «Тарелка,
лодочка, квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка» и т. п.
Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Парусник», «Домик» и т. п.
III этап. Творческий
Самостоятельное составление детьми или группой детей картин,
заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по
составленным картинкам.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Волшебный
дворец», «Пряничный
городок», «На лесной полянке», «Морское царство» «Рисуем звуки» и т. п.
Содержание деятельности (дидактические упражнения)
К детям приходит Фея Бусинка, говорит, что она любит всё яркое,
красивое, цветное. Живёт она в прекрасном городе Бусограде и придумывает
для жителей своего города увлекательные игры, устраивает праздники.
Бусоград - сказочно красивый город! Каждое утро на главной площади
города жителей встречают удивительные картины: то морской берег с
парусниками и островами, то лесная тропинка с бабочками и улитками, то
зеленая полянка с необыкновенными цветами.
Жители Бусограда очень любят играть. Но эти игры всегда не простые,
а волшебные - в них нужно проявить выдумку и смекалку, ловкость и
умение, терпение и настойчивость, внимание и фантазию.
Сегодня Бусинка принесла волшебный сундучок и предлагает всем стать
добрыми волшебниками. «Я открою вам секрет, говорит Бусинка, – можно

рисовать бусами! Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень
хрупкие и могут порваться!»
«Бусы и шкатулочка»
Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка
бус.
"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её
можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож? "Ответы.
Шкатулочка открывается, бусы появляются.
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.
Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.
Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова
сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.
Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.
«Вертушка»
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
Потанцуйте, не ленитесь,
А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.
Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и
вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной
остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем
другой рукой.
«Узоры»
Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать,
потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное
существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это
существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!
Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и
проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми).
Рисуем бусами.
Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.
Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.

Для младшего возраста начинаем с пирожного, тортика.
«Дорожка»
Бусы в кучку соберём
И ладошками сгребём,
Пальчиками их поманим«Дорожку» длинную растянем.
«Улитка»
Вот из бус дорожка.
Край прижмём ладошкой.
Крутим мы ладонь - и нитка
Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).
«Кочка, горочка, гора»
Жила-была дорожка, ровная дорожка.
Пальчик, пальчик, помогай,
В серединочку вставай.
Ты вверх бусы потяни
И на горку посмотри.
Пальчик, пальчик, не скучай,
Горку выше поднимай!
Кочка, горочка, гора –
Вот так славная игра!
«Тарелка, лодочка, квадрат»
Вновь выпрямляется дорожка,
Вниз потянем мы немножко.
Хороша тарелка наша.
Тянем, тянем – лодка здесь.
А потянем ещё дальше –
И уже квадратик здесь.»
Повторяем: «Дорожка, тарелка, лодочка, квадрат,
Получилось здорово, каждый очень рад!»
«Тучка»
Снова «дорожка»,

Лежит и молчит.
Две «ямки», две «горки»,
И «тучка» летит!
«Птичка»
Пальчик указательный
«Дорожку» оживит.
«Птичка» машет крыльями, по небу летит!
«Цветочек»
Выложим мы вновь «дорожку»,
Потянем в стороны немножкоИ вот мы сделаем кружочек,
А превратим его в «цветочек»!
«Бабочка»
Бабочки-красавицы на лугу порхают,
Им цветочки нравятся, нектар их собирают.
Рисуем из двух ниток.
«Домик»
Вот две дорожки, квадратик потом,
Над ним треугольник – построили дом.
«Парусник»
Бусы снова мы возьмём,
В две дорожки соберём.
Пальчики нам помогайте,
Строить лодку начинайте.
Над лодкой пальчиком одним
Мы треугольник смастерим.
Парусник плывёт вперёд,
Радость детям он несёт.
Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.

Следует отметить, что бусография способствует не только моторному,
но и умственному развитию ребенка, оказывает прекрасное тонизирующее и
оздоравливающее действие.
Вывод
Значимость методики заключается, в том, что практические игровые
упражнения составлены с учётом возрастных, физиологических,
психологических, познавательных особенностей детей дошкольного
возраста. Каждое игровое упражнение содержит не только продуктивные
задачи, но также образовательные и воспитательные, что позволяет
воздействовать на все стороны личности ребёнка.
Особую значимость в опыте приобретают принципы:
 взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
 обеспечение активной речевой практики; дифференциального
подхода к каждому ребёнку;
 учёт индивидуальных особенностей, своевременное выявление
проблем в развитии и их коррекцию в срок.
Систематическая
целенаправленная
работа
по
развитию
пространственных отношений, ориентировке в пространстве, творчества и
мелкой моторики рук у детей показала, что особым образом организованные
занятия, предусматривающие комплекс упражнений обеспечивают детям
значительную положительную динамику: движения их становятся более
точными, координированными и согласованными, уверенными, темп
выполнения заданий нормализуется и приближается к норме.
Достичь
положительных результатов, даже при сравнительно непродолжительном
обучении можно лишь при условии разнообразного содержания занятий и
различных видов упражнений.
Было выявлено, что педагогическая технология с использованием
бусография способствует:
1.
Нормализации тонуса в мышцах.
2.
Концентрации внимания на определенных действиях.
3.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) с бусами
разного размера и цвета расширяют сенсорный опыт детей, формирует
навыки, необходимые в практической жизни, и, в тоже время оказывают
большое влияние на развитие мелкой моторики рук, развивают психические
процессы у детей.
4.
Артикуляционные упражнения имеют исключительно важное
значение,
поскольку
вырабатывают
двигательные
«формулы»,

обеспечивающие точность, ритмичность, подвижность в действиях ребенка,
способствуют преодолению скованности, ограниченности и напряженности в
движениях.
Таким образом, результативность деятельности оптимальна. Исходя из
вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация данной методики
обеспечивает положительную динамику развития пространственных
отношений и тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста
посредством бусографии. По моему мнению, и педагогических наблюдений,
использование бусографии позволяет более эффективно решать проблему,
обозначенную в актуальности.

Мини-лекция для воспитателей
«Игры с бусами или рисование бусами»
(по методике М. И. Родиной)

Еще В. А. Сухомлинский сказал:
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок».
Одним из показателей нервно-психического развития детей является
мелкая пальцевая моторика. По словам психологов, умственные способности
у ребенка формируются очень рано и не сами собой, а по мере расширения
ручной деятельности ребенка. Движение пальцев и кистей рук оказывает
большое влияние на развитие речи. А речь – это средство общения. Развитие
речи оказывает влияние на формирование личности, на характер. Можно
сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Помогут нам развивать мелкую моторику обыкновенные бусы.
Для игр желательно брать длинные бусы, разных расцветок. Хорошо,
когда их много. Проводить игры можно под тихую, спокойную музыку, сидя
на полу. Первый раз воспитатель сам показывает, как из бус получаются
простые фигуры (дорожка, змейка, горка, тучка, потом посложнее (цветок,
бабочка, кошка, птичка, машина и т. д.)
Цель: развитие мелкой моторики, речи, творческих способностей,
воображения. Дети учатся выразительно говорить, фантазировать,
договариваться друг с другом.
Рекомендуется с 2-х лет.
1. Двумя пальчиками подними бусы вверх, опусти обратно в ладошку.
2. Положи бусы в ладошки, потряси их, послушай, как звенят.
3. Дорожка – растяни бусы двумя пальчиками.
4. Улитка – положи ладошку сверху на бусы и закрути.
5. Брось бусы на стол (или на пол, посмотри, какой узор получился? На
что похоже? На цветок (животное, бабочку, тучку, птичку, кошку и т.
д.) Как называется твой цветок? Где растет? Как пахнет?
6. А теперь представь, что ты волшебник. Брось бусы и посмотри, какое
чудо у тебя получилось (дальше дети фантазируют, придумывают имена
своим фантазиям, друзей)

Сначала дети занимаются индивидуально, затем подгруппами по 3-5
детей учатся создавать картины (один ребенок сделал дорогу, второй машину, третий –солнышко). Когда вся группа научится работать
индивидуально, можно сделать общий групповой рисунок бусами.
Дети используют бусы не только для рисования, но и в различных
ролевых играх «Парикмахерская», «Магазин», девочки любят наряжаться,
мальчики используют в постройках.
Данные игры не только развивают речь, память, мышление,
воображение, но готовят в дальнейшем руку ребенка к овладению письмом .
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Рябинка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Рябинка»

Конспект
по методике «Бусоград»
для детей средней группы (4-5 лет)
на тему «День солнца»

Подготовила и провела:
Гаврилова Н.В.

Тихвин, 2021г.

Цель:
познакомить детей с днём солнца, дать представление о постоянном
присутствия солнца (света и тепла) в повседневной жизни человека.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру; развивать умение
отражать результаты познания в речи,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, добрые чувства;
- развивать мелкую моторику,
- развивать художественно - эстетическое восприятие;
- развивать связанную речь, умение выразительно читать стихи;
- развивать умение согласовывать движения со словами текста;
- развивать двигательную активность.
Материалы и оборудование:
бусы желтого цвета, Фетр или картон,
аудиозапись песен о солнце.
Предварительная работа: наблюдение за солнцем во время прогулок,
рассматривание иллюстраций, чтение сказки К. Чуковского «Краденое
солнце».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Без меня, не будет света,
Без меня, не будет лета,
По утрам, стучусь в оконца:
Просыпайтесь, встало….
(Солнце )
- правильно, солнце! Ребята, в далёком прошлом от солнца многое зависело в
жизни людей, поэтому они представляли себе его могущественным царем.
Сказки и легенды рассказывают, что живет Солнце на востоке далеко за
морем, в солнечном царстве. Все необычное в том волшебном царстве.
Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями. Посреди сада высится
золотой дворец. Ослепительно сверкающий. Во дворце том живёт ЦарьСолнце.
- Скажите, ребят, а каким бывает солнце? (активизация словаря: ярким,
сказочным, радостным, лучистым и т. д.) А что нам даёт Солнце, почему мы
его так любим? (ответы детей) Правильно, ребята, солнышко даёт нам тепло,
свет и хорошие настроение. А какое настроение у нас бывает в пасмурную
погоду? А в солнечную? (Дети мимикой показывают: печальное, радостное
настроение).
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу кто-то стучится, сейчас я посмотрю кто.

(воспитатель выходит за дверь, возвращается с макетом солнышка).
- Посмотрите, мы с вами заговорили про солнышко, и оно к нам в гости
пришло, давайте поздороваемся с солнышком. Но чего-то не хватает нашему
солнышку, посмотрите внимательно. (лучиков)
- Конечно лучников! Солнышко сказало мне на ушко, что из-за пасмурной
погоды и проливных дождей, оно не может больше светить, и просит нас
помочь сделать лучики для солнышка, а оно за это с нами поиграет.
Поможем?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Но сначала мы разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук)
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечко. (Быстро сжимают и разбирают кулаки)
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмём. (Делают хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем, (круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем (поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь солнышко хочет вам устроить
солнечную викторину:
- Кто через стекло пройдёт, и стекло не разобьет? (Солнечный луч)
- Какой зайчик волков не боится? (Солнечный)
- Как называют рыжие пятнышки на лице, которые появляются от лучей
солнца? (Веснушки)
- В каких очках ходят в жаркие солнечные дни? (Солнечных)
- Какой сказочной героине смертельно находиться на солнышке?
(Снегурочка)
- Кто лежал на солнышке и пел песню? (Львёнок и черепаха)
- Кто в сказке украл солнце? (Крокодил)
Воспитатель: Молодцы, все то вы знаете! За это солнышко с вами поиграет!
Физкультминутка:
Кто-то утром не спеша (ходьба на месте)
Надувает жёлтый шар (дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук, (поднять руки вверх)
Станет вдруг светло вокруг (поворот)
Что это за шар? (дети хором «солнце»)
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало – принялось за дело:
Обошло всю землю и устало,

Отдыхать за лесом темным село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость, не буди,
У солнца сон – минуты,
Не шуми, весь день оно трудилось! (Ю. Марцинкявичус)
Воспитатель: А теперь, ребята, подумайте и скажите, какие цветы похожи на
солнышко? Чтобы вам было проще вспомнить, я буду загадывать вам
загадки. (После ответа детей демонстрируются картинки цветов: подсолнух,
ромашка, одуванчик).
Загадки
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца этого лучи. (Ромашка)
В огороде, на дорожке,
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке. (Подсолнух)
То он солнышко лучистое,
То он облачко пушистое,
Лета ждать не захотел,
Ветер дунул – полетел! (Одуванчик)
Воспитатель: Ну вот, ребята, солнышко с нами поиграло, теперь и нам пора
выполнить свои обещания, сделать лучники.
Строим лучики на основе,стараемся сделать лучи разными (прямыми,
волнистыми и т.д)
Во время выполнения задания звучат песенки о солнце.
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое, яркое у нас получилось солнышко
с лучиками, мы его повести у нас в группе, чтобы у нас всегда с вами было
солнечное, радостное настроение.

Беседа на тему: «Масленица»
Цель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре,
обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Ход беседы:
История праздника
Вступительное слово
Масленица самый радостный и светлый праздник, пришедший к нам из
языческой Руси. Сохранился после принятия христианства. Кроме того
Масленица, это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в
себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.
Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего
тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну,
как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому.
Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами. При Петре
Первом устраивались шумные маскарады, но после кончины Петра, такое
шумное весёлое празднование прекратилось до воцарения Елизаветы
Петровны.
Как на масличной неделе
Из печи блины летели.
С пылу, с жару из печи
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай,
Всем блиночков подавай!
С пылу, с жару – разбирайте!
И хвалить не забывайте!
Теперь послушаем, что вы знаете о Масленице.
1. Почему праздник называется Масленица?
2. Почему именно блин символ Масленицы?
3. Из чего делают блины и с чем их едят?
Само название праздника Масленица произошло от того, что в этот день
ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю неделю
перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом
праздника являются конечно же блины. Начало Масленицы колеблется от 3
февраля по 14 марта по новому стилю и с 21 января по 1 марта по старому
стилю. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три
дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга
работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. Таким

образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня –
Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица. Из
многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во
время праздника, можно назвать основные. Во-первых, на Масленицу уже
нельзя есть мясную пищу. В воскресенье накануне масленицы – последний
день, когда можно есть мясную пищу. Вот почему этот день в русском
народе получил название «Мясное заговенье». На Масленицу можно есть
молочные продукты и рыбу и много, много блинов. Второе правило, о
котором не стоит забывать. Заключается в том, что еда на масленицу
становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что
надо есть столько раз, сколько собака махнёт хвостом или сколько раз
прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников, на Масленицу
не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят друг к другу в
гости.
Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует
определённых ритуалов.
Ритуалы масленичной недели
1 ученик: 1 день: Понедельник – встреча
Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день
начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а
оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились
за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его
обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках,
насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или
возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь
песни:
Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся
Блинами объедаемся!
Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию
в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те, у кто дольше
всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.
2 ученик: 2 день: вторник – заигрыш
Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался
молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти
молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у
которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с

горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины
испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину
на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые
люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых.
После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.
3 ученик: 3 день: среда – лакомка
Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех
домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались
многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни
(напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В
этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».
Ой ты Лакомка
Среда!
Масляна сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!
4 ученик: 4 день: четверг – разгуляй
Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот
день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было
устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных
крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно
деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю в
этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков,
ласточек – предвестников Весны.
5 ученик: 5 день: пятница – тёщины вечери
Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости
должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами.
Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего
пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок
муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
6 ученик: 6 день: суббота – Золовкины посиделки
В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая
невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была
незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же
наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

7 ученик: 7 день: воскресенье – прощённое воскресенье
Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное
воскресенье, целовальник.
В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий
Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех
родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день
прощают все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на
кладбище, там оставляют блины.
Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа
Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.
Учитель: Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы,
спасибо всем, что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали, а
теперь давайте попробуем пояснить смысл пословиц и поговорок о
Масленице. Кто правильно объяснит смысл поговорки или пословицы, тому
блин.
1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»
2. «Без блина не Масленица»
3. «Блин не клин – брюхо не расколет»
4. «Не житьё, а Масленица!»
5. «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»
6. «На горах покататься, в блинах поваляться»
А теперь загадки загадаем.
1. Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)
2. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда
не уйдёт. (Зима)
3. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)
С масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы Зимы,
К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.
Масленица прощай!
На тот год опять приезжай!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Рябинка»

Конспект занятия
по рисованию бусами
в средней группе (4-5 лет)
Тема:
Тема: «Снежинка»

выполнила: Гаврилова Н.В.,
воспитатель

Тихвин, 2022 г.

Цель: Развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные: закрепить навыки рисования красками при помощи
ватной палочки
Развивающие: развивать память, мышление, активный словарный запас;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные: формировать интерес к совместной деятельности со
взрослыми; воспитывать аккуратность.
Предварительная работа: Беседа о снеге, свойствах снега; опыты в
группе и на прогулке; наблюдение на прогулке за снегопадом;
рассматривание лучиков у снежинок в группе и на прогулке.
Оборудование и материалы: тонированные листы бумаги, бусы, ватные
палочки, музыкальные отрывки из произведений Чайковского (“Времена
года” - “Декабрь”, “Масленица”), Свиридова (“Метель”), изображения
снежинок, слайды, макет снежинки.
Методы и приёмы:
Словесный: беседа, вопросы к детям, художественное слово, загадки.
Наглядный: демонстрация материала, показ.
Игровой: выполнение игровых действий.
Практический: самостоятельная деятельность детей.
1 часть:
Воспитатель:
Воспитатель загадывает загадку детям:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель:
Что выпадает зимой? (Снег)
Если зимой много снега, то зима какая? (Снежная)
Если зимой сильный мороз, то зима какая? (Морозная)
Воспитатель: Молодцы ребята, всё правильно назвали. Давайте поиграем в
игру “Зимние слова”. Если вы услышите слова, связанные с зимой, то вы
хлопните в ладоши.
Воспитатель начинает называть слова: Снежинка, жара, снеговик,
листопад, снегурочка, загорать, снегопад, ягоды, снегирь, снежки, снегоход.

- Что общего вы услышали в этих словах? (Снег)
- Все эти слова образованы от слова снег. Это слова – родственники.
- Как вы думаете, что такое снег? (Замерзшая вода)
- Сейчас вы послушаете стихотворение и скажите, о чем оно.
Воспитатель читает стихотворение:
Белая, узорная звездочка-малютка
Ты слети мне на руку
Посиди минутку
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке. (О снежинке)
- Из чего состоят снежинки? (Из лучиков, кристалликов)
- Если рассмотреть снежинки, то можно увидеть, что все они разные, потому
что кристаллики воды неравномерно примерзают друг к другу. (Показ
слайдов)
- Как вы думаете, где живут снежинки? (На тучке)
Воспитатель: Я хочу вам прочесть один рассказ.
В огромной синей туче, которая летала над лесами и полями, городами и
дорогами жили-были снежинки. Они резвились, играли, водили хороводы. У
каждой снежинки была своя мечта: одной хотелось опуститься на ель в лесу
и увидеть, как зимуют звери. Другая мечтала опуститься на крышу дома,
подружиться с котами и синицами. И одна их них очень хотелось прилететь к
нам в детский сад и познакомиться с вами. И сегодня ее мечта сбылась.
(Показать снежинку)
Воспитатель: Ребята, давайте станцуем для нашей снежинки.
Проводится Физкультминутка «Раз, мы ёлочками стали…»
2 часть
Воспитатель: Как вы думаете, одной снежинке не скучно? Давайте поможем
нашей гостье. Давайте сядем за столы и нарисуем подружек для нашей
снежинки. Рисовать мы будем не обычным способом, а бусами, и украсим
ватной палочкой. …
Уточняется способ рисования. Пошаговый показ и объяснение.
Дети приступают к работе.
3 часть: (заключительная)
Воспитатель: Давайте посмотрим на наши снежинки. Посмотрите, какие они
получились. Как вы думаете, наши работы понравятся нашей гостье?
Обсуждение: Кому какая снежинка больше нравится

Список использованной литературы:
1. Воробьева Д.И. Гармония развития. издательство: Детство – Пресс,
2016.-279с.
2. Выготской Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. ––
СПб.: СОЮЗ, 2007. – 96 с.
3. Дубровская Н. В. Игры с цветом. Издательство «Детство-Пресс»; 2005.
4. Родина М.И. Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки. – СПб.:
2014.
5. Учебно – методический комплект: методическое пособие по
интеллектуально-творческому развитию детей 2 – 7 лет. Кукляндия. –
СПб.: под редакцией М.И. Родиной и А. И. Бурениной «Музыкальная
палитра», 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».