Методическая разработка - Познавательное развитие детей раннего возраста через игры на световых столах

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Рябинка»
(МДОУ «Д/с Рябинка»)

Методическая разработка на тему:

«Познавательное развитие детей раннего возраста
через игры на световом столе.»

Автор: Захарова
Юлия
Владимировна

2022г.

I. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Главное — развить в ребенке его
безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало
радости в его жизни и в мире.
Масару Ибука
Актуальность исследования.
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в
разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка
дошкольного возраста, его феномену, развитию у него познавательных
возможностей, которые обеспечивают формирование целостной картины
мира.
В условиях оптимизации, группа была оснащена световым столом, который
использовался для пескографии. Вот и обновлённый ФГОС рекомендует
создавать пространство детской реализации и создание уголков активности.
Но использовать световой стол, только для игр с песком, оказалось
недостаточно.
Появилась
заинтересованность
в
разнообразных,
дидактических развивающих играх с использованием света. Поэтому мною
было выбрано одна из образовательных областей – познавательное
развитие.
Теоретическо- методического материала, по данной теме очень мало.
Особенно для раннего возраста (2-3 года)
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне
определилась тем, что освоение мира детьми осуществляется в процессе
познавательного развития, основная цель которого - приобщение ребенка к
опыту, накопленному человечеством.
Актуальность проблемы определили тему исследования: «Познавательное
развитие детей раннего возраста через игры на световом столе».
Цель: исследование заключается в теоретическом обосновании и апробации
методики познавательного развития детей раннего возраста (2-3 лет) через
игры на световом столе.
Задачи:
 развивать интерес детей, любознательность, познавательной
активности.
 формировать первичные представления о себе и других людях
 расширять первичные представления о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (цвет, форма, величина, количество,
пространство)

 закреплять первичные представления об особенностях природы



формирование целостной картины мира.

 опытным путем и совместно с педагогом осваивать новые
познавательные игры, материалы и способы действия с ними.
Работу по развитию познавательной активности детей раннего возраста
следует проводить целенаправленно, системно, последовательно, в
соответствии с возрастом, развитием и интересом детей. Для того, чтобы
правильно организовать данную работу педагогам и родителям
воспитанников необходимо ознакомиться с возрастными особенностями
детей, спецификой развития психических процессов. Знакомство с играми
со светом проходит в виде опытно-экспериментальной деятельности.
Работу с детьми начинают с вызова «+» эмоций от совместного
взаимодействия детей и взрослых и ознакомления с инновационными
играми со светом.
На третьем году жизни работа ведется по формированию простейших
навыков совместной работы детей и взрослых.
Для достижения поставленных задач требуются определенные условия:
- учет возраста, развития и интересов детей.
-интеграция разных видов продуктивной деятельности;
- использование разнообразных методов и приемов работы с детьми:
наблюдения, экспериментирования, исследования и др.
- занятия проводятся в виде игр, не должны быть длительными;
- создание познавательной, развивающей среды;
- создание условий по технике безопасности;
-взаимодействие всех участников пед. процесса.
Из этого всего следует, что развитие познавательной активности детей
раннего возраста надо начинать с ознакомления с нетрадиционными играми
и материалами, учитывать интересы детей, их развитие, реализовывать в
разных видах деятельности.
Данная методическая разработка может использоваться педагогами для
занятий по формированию целостной картины мира и формированию
познавательной активности у детей.
Содержание педагогической работы.
Возраст детей: 2-3 года первая младшая группа.
1
2

Участники
Методы и
приёмы

воспитатель, дети группы, родители.
-Наглядный: показ, наблюдение, демонстрация,
прослушивание аудиозаписей
- Практический : исследование, физкультминутка,
импровизация, имитация, игровая беседа с элементами
движений,
экспериментирование,
решение
проблемной ситуации, игровые задания, игровые
упражнения, рассматривание.

3

Принципы

4

Структура
проведения
занятий
Оборудование

5

6

Предполагаемый
результат

7

Сроки
реализации
Публикации

8

- Словесный: беседа, вопросы, пояснение, объяснение,
составление
рассказов,
указание,
разговор,
ситуативный разговор, напоминание, проблемные
ситуации и вопросы, художественное слово, загадки,
рассказы детей и воспитателя.
-Игровой:
различные
игровые
упражнения,
сюрпризные
моменты,
создание
проблемной
ситуации.
Последовательность. Постепенное усложнение и
повторяемость материала
Занятия по 3-4 ребёнка, два раза в месяц, по 8-10 минут
Световой стол, фонарики, камешки марблс, гидрогель,
наборы для экспериментирования, набор маленьких
игрушек (животные, птицы, рыбы, овощи, фрукты, и
другие), иллюстрации и изображения окружающего
мира; магнитный конструктор, песок, кинетический
песок, игры в зип. пакетах.
- Формирование устойчивого интереса к окружающим
предметам и активному действию с ними;
- Развитие координации и мелкой моторики (развитие
точности, координации движения рук и глаза, гибкость
рук, ритмичность), совершенствование движения рук;
- Развитие психических процессов (внимание,
логическое мышление, воображение, зрительное и
слуховое восприятие, память, речь, умение
действовать по словесным инструкциям, умение
самостоятельно продолжать выполнение задуманной
цели, контроль за собственными действиями)
-Эмоциональный отклик на игры, предложенные
взрослым, принятие игровых задач и формирование
положительной самооценки детей
2021 -2022 учебный год (с сентября по апрель)
- https://www.maam.ru/users/696852
Конспекты занятий по познавательному развитию
через игры на световом столе.
- Мастер класс для педагогов « Игры на световом
столе» 20.09.2021г.
-Мастер класс для родителей « Как сделать световой
стол дома» 15.10.2021г в группе для родителей в VK
- Мастер класс для родителей « Игры с гидрогелем» на
сайт детского сада. 21.03 2022г.
- Публикация конспектов занятий по теме infourok.ru

Календарно -тематическое планирование по месяцам в группе раннего
возраста с 2 до3 лет 2021-2022 учебный год

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Проведение диагностики
«Овощи-фрукты» (игра с
песком)

Выявить уровень познавательного
развития
Формировать умение различать
овощи и фрукты по внешнему виду

«Яблоки на яблоне» (игра с
Формировать представление о
камешками марблс, знакомство) доступных явлениях природы
«Тучка и дождик» (игра с зип
пакетами и камешками)

Формировать представления об
осенних изменениях в природе

«Осенний листопад» (игра с
камешками марблс)

Формировать представление о
доступных представлениях природы

«Бусы для мамы» (игра с
камешками марблс)

Продолжать формировать знания о
названиях предметов ближайшего
окружения (новогодних игрушках)

«Курочка и уточка» (игра на
просвечивание)

Формировать представление о
домашних птицах и их детёнышах

«Новогодняя ёлочка» (игра с
гидрогелем и формочками)

Продолжать формировать знания о
названиях предметов ближайшего
окружения (новогодних игрушках)

«Кто в лесу живёт?» (игра на
просвечивание)

Ознакомить с доступными явлениями
природы зимой, расширять
представление о диких животных

«Кому что нужно? Профессии»
(игра на просвечивание)

Расширение и закрепление знаний о
трудовых действиях знакомых им
профессиях

февраль
март
апрель

«Домашние животные» (игра с
камешками марблс в зип
пакетах, на просвечивание)
«Машины в городе» (игра с
магнитным конструктором)
«Цветок для мамы» (игра с
зеркалом и плоскостной
мозаикой)
«Матрёшка» (игра на
просвечивание, величина
предметов)
«Аквариум» (с гидрогелем,
камешками марблс и
природным материалом)
Проведение диагностики

Формирование умения узнавать и
называть домашних животных и их
детёнышей.
Формировать представление о
городских постройках. Дать
представление о свойствах магнитов
Продолжать формировать знания о
цвете, форме, величине предметов,
подбирать предметы по тождеству
(найди такой же)
Продолжать формировать знания о
названиях предметов ближайшего
окружения (народные игрушки)
Формировать умения узнавать
подводных обитателей и называть их.
Выявить уровень познавательного
развития

Интеграция с другими областями
Сентябрь
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие
Развитие речи
Физическое
развитие
Художественноэстетическое
развитие
Предметно –
развивающая
среда
Работа с
родителями

Мероприятия
Подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки)
Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи и фрукты»
Заучивание потешки «Солнышко -вёдрышко»;
Чтение «В огороде» (по Е.И.Тихеевой)
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
П/и «Кто больше соберёт овощей»
П/и «Попади в корзину»
Рисование «Овощи», лепка «Огурчик», настольный театр репка
пополнение уголка детского экспериментирования
(Аквагрунт, зип пакеты)
Анкетирование
Памятка «Возрастные особенности детей 2-3 лет, развитие
познавательного интереса дома»

Октябрь
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие
Развитие речи

Физическое развитие
Художественноэстетическое развитие
Предметно –
развивающая среда
Работа с родителями
Ноябрь
Социальнокоммуникативное
развитие

Развитие речи
Физическое развитие

Художественноэстетическое развитие
Предметно –
развивающая среда
Работа с родителями

Декабрь

Мероприятия
Подбор художественной литературы (стихи, потешки,
песенки);
игра « Под зонтом»
Д/и «Лото-фрукты».
Беседа на тему: «Осенняя погода».
Пальчиковая игра «Листочки».
Рассматривание книг об осени»
П/и «Ловкая пара»
П/и «Солнышко и дождик»
Лепка «Яблочко», рисование «Дождик»; прослушивание
песенки «Тучка по небу гуляла»
Проект по воздушной среде «Облачко» (с подсветкой) и
создание картотеки игр по теме
«Игры со светом. Теневой театр дома» брошура

Сюжетно-ролевая игра «Семья»;
игра пальчиковая «Семья»;
Дидактическая игра «Как кого зовут?» (картинки на
фланелеграфе)
коммуникативные игры с включением малых фольклорных
форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)
Чтение стихотворений о маме. Рассматривание
иллюстрации «Мамины помощники»
П\и «Ветер и листочки».
П/и «Наседка и цыплята»
Физкультминутка «Листопад»
Прослушивание песенок о маме; совместное создание
поздравительного коллажа ко дню матери.
Рисование «Листья желтые летят».
Пополнение уголка детского экспериментирования
материалами и оборудованием для экспериментальной и
исследовательской деятельности.
Фотоотчет «Игры со светом в нашей группе»
Совместное с родителями изготовление игр для
познавательного развития

Социальнокоммуникативное
развитие
Развитие речи

Физическое развитие
Художественноэстетическое развитие
Предметно –
развивающая среда
Работа с родителями

игра «Украсим ёлочку»;
игра «Подарок для друга»;
хороводная игра «Бабушка Маланья»;
игра «Украсим ёлочку»
Прослушивание и заучивание новогодних стишков и
песенок;
Рассматривание иллюстраций с изображением ёлочек в
лесу в книгах, а также иллюстраций и фотографий с
изображением украшенной ёлочки для праздника.
Подвижная игра «Заморожу»; хороводная игра «Вокруг
ёлочки»
Рисование «Цыплята» «Ёлочка»; Лепка «Зёрнышки для
курочки»; «Слепим шарик на елочку»
Прослушивание новогодних песенок о ёлочке.
Оснащение группы проектором и экраном. Пополнение
набором мелких игрушек «Животные»
Мастер класс «Игры с гидрогелем»

Январь
Социальнокоммуникативное
развитие
Развитие речи

Физическое развитие
Художественноэстетическое развитие
Предметно –
развивающая среда
Работа с родителями

Февраль
Социальнокоммуникативное
развитие

«Кем работают наши мамы и папы?»;
игра «Назови ласково»,
Рассматривание фотографий «Игры на прогулке зимой»
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Беседа о профессии повара, врача, водителя.
Речевая игра «Доскажи словечко» (загадки о профессиях)
Чтение сказки «Рукавичка»
Рассматривание альбома «Кто работает в нашем детском
саду?»
П/и «Мишка косолапый»
П/и «Зайка серенький сидит»
Рисование «Мишка в берлоге»; Лепка «Молоток»;
Настольный театр «Рукавичка»
подборка художественной литературы (сказки, песни,
загадки, прибаутки)
Пополнение мелкими игрушками «Дикие животные»
«Особенности развития познавательного интереса у детей
раннего возраста» папка передвижка.

Сюжетно-ролевая игра «Поезд»; игра «Светофор»; игра
на световом столе «Дороги в нашем городе»

Развитие речи

Физическое развитие
Художественноэстетическое развитие
Предметно –
развивающая среда
Работа с родителями

Март
Социальнокоммуникативное
развитие
Развитие речи

Физическое развитие

Художественноэстетическое развитие
Предметно –
развивающая среда
Работа с родителями
Апрель
Социальнокоммуникативное
развитие
Развитие речи

Физическое развитие

Игра «Нарисуй улыбку соседу на портрете» песком на
световом столе.
Игры с водой. Пускание корабликов.
Чтение художественной литературы. Чтение рассказа Н.
Павловой «На машине».
Чтение стихов о домашних животных.
П/и «Воробушки и автомобиль»
П/и «Вот сидит лохматый пёс»
Рисование «Запасные колеса»; «Кошка». Лепка
«Накормим щенка»
Прослушивание песенки «Цыплёнок по имени Пи»
пополнение уголка детского экспериментирования
(палочки, лейки, сачки, камешки, ракушки и т.д.)
«Игры –эксперименты дома с детьми» консультация

игры детей с гидрогелем «Формочки»;
Игра «Ласковое солнышко»
Д/и «Матрёшка»; Игра «Как зовёт меня мама?» Сюжетноролевая игра «Семья»
Разучивание стихов о маме.
Рассматривание семейных фотографий в альбоме. Беседа
о маме.
Рассматривание «Музея деревянной игрушки»
Игра-забава «Топотушки».
П/и «Мамины помощники»
Физкультминутка «Я пеку, пеку, пеку…»
«Открытка для мамы» аппликация; Лепка «Пирожки для
мамочки» Прослушивание песенок о маме.
Создание альбома, с фотографиями познавательных игр
на световом столе (закрепление материала и создание
предпосылок для самостоятельных игр)
Мастер класс «Как обустроить световой стол дома»

Игра «Ласковая рыбка»
Игра «Рыбалка с другом»
Рассматривание иллюстраций с изображением подводных
обитателей; пальчиковая игра «Рыбки»; чтение коротких
стихов о водных обитателях. Комплекс артикуляционной
гимнастики «Рыбки»
П/и «Рыбки и кот»

Художественноэстетическое развитие
Предметно –
развивающая среда
Работа с родителями

Рисование «Осьминог»; Лепка «Кит»
Камешки «Марблс», орбизы, оформление полной
картотеки игр по теме.
Видео отчет «Игры на световом столе»

Контрольно- измерительные данные
Опыт работы «Познавательное развитие детей раннего возраста через игры
на световом столе» прошел апробацию на базе муниципального дошкольного
образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по познавательному развитию
детей. Работа по развитию интереса детей раннего возраста к познавательной
деятельности в работы с взрослыми и другими детьми проводилась в течение
2021 -2022 учебного года (с сентября по апрель)
Содержание методических материалов включает: методику диагностики,
методы диагностики (наблюдение и анализ познавательной деятельности),
критерии развития интереса, описание уровней развития (высокий, средний,
низкий).
На практике, накопленный опыт позволяет развивать у детей раннего
возраста интерес к экспериментированию, наблюдению, установлению
причинно-следственных связей, расширению представлений о себе и
окружающем мире.

Я и другие люди
(О себе, частях тела, семье, традициях)

Предметное окружение
(Одежда, обувь, транспорт, игрушки,
мебель)

Свойство и отношения объектов
(Форма цвет, один- много)

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1
1
2
2
1
2
2
1
2
1
2
2
1
2
1
2
1
1
2
3
1,6

2
3
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2,9

1
1
2
2
2
1
2
1
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1,5

2
3
3
3
3
2
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2,9

2
1
2
1
3
2
1
1
2
1
1
2
3
2
1
1
2
1
1
1
1,5

3
3
3
2
3
3
2
3
2
3
2
3
2
3
3
3
3
3
2
3
2,7

1
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
2
2
1
2
1,5

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1,3

2
3
3
2
3
3
2
3
3
2
3
2
3
2
3
2
3
3
3
3
2,7

1
2
1
1
2
3
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1,4

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

1,2
1,3
2
1,5
1,9
1,8
1,5
1
1,5
1,3
1,1
1,7
1,7
1,3
1,1
1,5
1,4
1,3
1,7
2
1,5

2,5
3
3
2,7
2,9
3
2,7
2,7
2,9
3
2,9
3
3
2,7
3
2,9
3
2,7
3
3
2,9

Особенности природы
(О сезонных явлениях, овощах,
фруктах, диких и домашних животных,
птицах.)

Формирование познавательных действий,
становление сознания
(конструирование)

Итог

Развитие интересов, любознательности,
познавательной мотивации
(экспериментирование, наблюдение,
исследование)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Формирование первичных представлений

Итог

Мониторинг познавательного развития 2021 -2022г.г.

3
2.5

2
1.5
1
Апрель 2022г.

0.5

Сентябрь 2021г.

0

Сентябрь 2021г.

Апрель 2022г.

Критерии

Развитие интересов,
любознательности,
познавательной
мотивации
(экспериментирование,
наблюдение,
исследование)
Формирование
познавательных
действий, становление
сознания
(конструирование)
Я и другие люди (О
себе, частях тела, семье,
традициях)
Предметное окружение
(Одежда, обувь,
транспорт, игрушки,
мебель)
Свойство и отношения
объектов (Форма, цвет,
один- много)
Особенности природы
(О сезонных явлениях,
овощах, фруктах, диких
и домашних животных,
птицах.)

Итоговый
показатель:

Усвоил

Частично усвоил

Не усвоил

Начало
года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

1-5%

16-80%

10-50%

4-20%

9-45%

0

0

18-90%

9-45%

2-10%

11-55%

0

2-10%

14-70%

7-35%

6-30%

11-55%

0

0

20-100%

10-50%

0

10-50%

0

0

13-65%

5-25%

7-35%

15-75%

0

1-5%

20-100%

6-30%

0

13-65%

0

5%

84%

39%

16%

56%

0

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

СЕНТЯБРЬ 2021

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

АПРЕЛЬ 2022Г.

Методика проведения диагностики в первой младшей группе
(с 2 до 3 лет)
Оценка нормативных характеристик Красный – высокий уровень - 3балла
(Усвоил). Синий – средний уровень – 2 балла (Частично усвоил). Зелёный –
низкий уровень-1 балл. (Не усвоил)
- Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации
(экспериментирование, наблюдение, исследование)
Задача: определить
деятельности

уровень

заинтересованности

к

познавательной

Метод: наблюдение.
Высокий уровень(усвоил): дети сразу включаются в активную
познавательную деятельность. Интерес к ней высокий, на протяжении всей
работы. Может возникнуть желание продолжать играть на световом столе и в
конце работы.
Средний уровень (частично усвоил) интерес к деятельности есть, но
неустойчивый, могут закончить игру на средине, в конце интерес затухает
совсем.
Низкий (не усвоил) интереса к познавательной деятельности нет.
- Формирование
(конструирование)

познавательных

действий,

становление

сознания

Задача: выявить уровень навыков в конструировании на световом столе
Метод: совместная продуктивная деятельность.
Высокий уровень(усвоил): дети знают способы конструирования (из
плоскостной мозаики и магнитного конструктора), пользуются ими
самостоятельно.
Средний уровень (частично усвоил): дети создают постройки с небольшой
помощью взрослого.
Низкий (не усвоил): навыков в конструировании нет.
- Я и другие люди (О себе, частях тела, семье, традициях)
Задача: выявить уровень представления о себе, окружающих людях.
Метод: словесный (Беседа, вопросы в ходе игры)
Высокий уровень (усвоил): дети охотно отвечают на вопросы употребляя
придаточное предложение. Задают вопросы взрослому.
Средний уровень (частично усвоил) дети отвечает на вопросы с помощью
наводящих вопросов взрослого.

Низкий уровень (не усвоил): пользуется только общеупотребительными
простыми словами; самостоятельно не отвечает на вопросы, только повторяет
за взрослым простые слова.
- Предметное окружение (Одежда, обувь, транспорт, игрушки, мебель)
Задача: выявить уровень представлений о предметном окружении
Метод: практический (игровое задание)
Высокий уровень (усвоил): дети классифицируют 2 группы предметов,
называют обобщающие слова по темам.
Средний уровень (частично усвоил): справляются с игровыми заданиями
при помощи взрослого.
Низкий уровень (не усвоил): предметы ближайшего окружения только
показывает; игру осуществляет только с помощью взрослого.
- Свойство и отношения объектов (Форма, цвет, один- много)
Задача: выявить уровень сенсорного развития
Метод: практический (игровое задание на действия с предметами)
Высокий уровень (усвоил): дети ориентируются в трёх контрастных
величинах; 4- 8 цветах и простых формах.
Средний уровень (частично усвоил): дети выполняют игровые задания с
помощью взрослого.
Низкий уровень (не усвоил): дети не могут подбирать предметы по форме,
цвету на выполнение игровой задачи требуется много времени и помощь
взрослого.
-Особенности природы (О сезонных явлениях, овощах, фруктах, диких и
домашних животных, птицах.)
Задача: выявить уровень сформированности представлений о особенностях
природы.
Метод: словесный, игровой
Высокий уровень (усвоил) узнаёт и называет некоторых домашних и диких
животных; различает овощи и фрукты; имеет элементарные представления
о сезонных явлениях.
Средний уровень (частично усвоил) имею элементарные представления о
сезонных явлениях, могут с трудом узнать и назвать 1-2 домашних или
диких животных; овощ или фрукт.
Низкий уровень (не усвоил) может только показать несколько домашних или
диких животных; не ориентируется в сезонных явлениях.

Анализ результатов мониторинга
В оценке уровня познавательного развития на начало и конец (сентябрьапрель) учебного года участвовало 20 детей, из них 11 мальчиков и 9
девочек.
В начале учебного года преобладал низкий уровень познавательного
развития 56%. Дети не могли называть имена своих родных, животных
только показывали на иллюстрациях или игрушках. К световому столу
подходили хоть и заинтересованно. Но самостоятельно, без педагога, играть
не могли. В простые игры на «просвечивание» предметов ближайшего
окружения не ориентировались. Дети не различали формы, не
ориентировались в основных цветах, в двух величинах.
В результате проделанной работы, в апреле этого года мониторинг выявил
высокий уровень почти по всем показателям.
Дети с позитивом и любопытством собирались вокруг светового стола, в
ожидании новой игры. Новые формы и современные материалы, позволили
развить интерес к экспериментированию и наблюдению.
Через игры «на просвечивание» удалось сформировать представление у
детей о животном мире и предметах ближайшего окружения.

Игры с камешками «Марблс» расширили представление о семейных
праздниках, о диких и домашних животных, одежде, о подводных
обитателях.

Игры с «Орбизами» развили у ребята познавательный интерес к
экспериментированию и наблюдению; развивалась мелкая моторика рук.
Расширилось представление о животном мире и сезонных явлениях.

Игры с магнитным конструктором развили конструктивные навыки,
представление о свойствах магнитов. Ребята стали называть название
нашего города и рассказывать о домах, где они живут. Сформировались
первые представления о правилах поведения на дороге и собственной
безопасности.

Игры с использованием зип пакетов дали представление о домашних
животных и птицах, особенностях их питания.

Также игры с зип пакетами, песком и мелкими игрушками развили
познавательный интерес, дети с интересом искали однородные предметы,
параллельно развивалась мелкая моторика.

Вывод:
Все игры вызывали положительные эмоции у детей, что является важным
фактором в усвоении новых материалов. Ребята, в конце исследования
теперь могут самостоятельно брать игры, умеют в них играть.
Можно проследить как у некоторых ребят наглядно -действенное мышление
переходит в наглядно –образное.
Таким образом, познавательное развитие – одно из важнейших вопросов
воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько
будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные
способности, зависит успех его развития в целом. Ребенок, который с
интересом узнал что-то новое и у которого это, получилось, всегда будет
стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным
образом скажется на его умственном развитии.
Игры и планирование перекликались с основной образовательной
программой детского сада (цели, задачи, темы недели), что дало
возможность глубже проработать данную исследовательскую деятельность.

Приложение 1
Работа с родителями:
Родителям были предоставлены мастер –классы, консультации, памятки,
фото и видео отчёты.
Были совместно созданы некоторые познавательные игры, в которые дети
играют дома. Некоторые сделали доступные световые столы и дома. На
которых играют не только малыши, но и вся семья. Одина из мам рассказала
о том, как они сделали картину из камешков «Марблс».
Наблюдение за «орбизами», как они напитываются водой и увеличиваются,
а потом наоборот уменьшаются, увлекли и наших бабушек.
Самое главное в работе с родителями что они провели вместе с детьми
время, с пользой. Некоторые ребята могли рассказать о том, как они играли
дома.

Картотека игр на световом столе:
С камешками «Марблс»
«Бусы»; «Яблочки на яблоне»; «Листопад»; «Овощи»; «Дождик»; «Украсим
ёлочку»; «Ёжик»; «Цветок для мамы»; «Выложи мордочку животного»
На световом столе создаётся основа из готовой плоскостной формы
(ламинированная картинка, силуэт дерева из песка, овал – «нитка для бус»;
силуэт
аквариума;
крупное
изображение
животного.

Камешки выкладывают на заготовку, украшают «шариками» ёлку,
«нанизывают» бусины на нитку; выкладывают падающие листья;

располагают яблочки на спину ёжика; выкладывают капли дождя или
пузырьки воздуха в аквариуме; выкладывают нос, глаза, животному.
Ещё вариант – это поместить камешки в зип пакет с песком либо гелем.

«Накормим мишку ягодами», «Мама и малыши (домашние животные);
«Подбери по цвету заплатку», «Машина»; «Ягодки»
Дети пальчиком продвигают камешки по зип пакету, тем самым создавая
формы или заполняя пробелы.
Например, выдвигают камешки образуя прямую горизонтальную линию
«дорожку» (от мамы к малышу, к домашним животным)
Продвигают камешки чтобы заполнить «заплатки», подбирают заплатки по
цвету.
Зиппакет для удобства фиксируется на световом столе с помощью ленты.
Игры с гидрогелем (орбизами)
«Наблюдаем как растёт» «Заполним формочки»; «Угадай что спрятано»;
«Пересыпаем»; «Какого цвета?»; «Шарфик»
Гидрогель можно перекладывать с
ограниченные формы.

помощью совочков, лопаток в

Сортировать шарики – орбизы по цвету.
Наполнять прозрачные контейнеры и прятать небольшие игрушки.
В зиппакетах гидрогель очень подвижный, под ним можно прятать картинки,
закрепив зип пакет с орбизами на световом столе.

Игры с магнитным конструктором.
«Мой дом»; «Моя улица»; «Дорога»; «Заборчик».
На световом столе выкладываются части конструктора, как в плоском, так и
объёме.
Детям демонстрируются свойства магнитов, показываем, как соединяются
детали. И в обратном порядке, как они разъединяются.
Выкладываем дом, многоэтажный либо одноэтажный с треугольной крышей.
Выкладываем улицу из серии домов. Знакомим с понятием «Мой дом», «Моя
улица, город».

Игры на просвечивание
«Чьё яичко?»; «Кто, где живёт?»; «Кому это нужно?» (профессии); «Кто
спрятался?»; «Собери матрёшку»; «Найди нужное» (формы).
Картинку с изображением животных, птиц, рыб, закрывается слоем белой
бумаги. При выкладывании такой картинки на световой стол
просматривается то, что спрятано внутри.
Накладывая картинки друг на друга, можно просматривать их, сравнивать по
размеру, длине (тождество).

Приложение 2
Консультация для родителей
«Развитие познавательных процессов в раннем возрасте»
Ранний возраст — это период жизни человека с года до 3 лет, который является
ценным возрастным этапом в развитии ребенка. Это настоящий, яркий,
неповторимый отрезок жизни ребенка. В это время происходят важнейшие
изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно
развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества
личности.
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность,
целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами
действий с ними. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется
в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам —
например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.
Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета,
ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он
совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к
конкретному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами
так, чтобы они были не просто продолжением их руки, но использовались,
исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно
делать. Предметная деятельность влияет на все сферы психики детей,
определяя во многом и специфику их общения с окружающими.
Преобладающей формой мышления в раннем возрасте является нагляднодейственное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого
взаимодействия с ними. Ежедневно ребёнок манипулирует большим
количеством предметов – комбинирует, сопоставляет, прикладывает,
вкладывает предметы друг в друга. Ребёнок учится перемещать предметы в
пространстве, оперируя несколькими предметами по отношению друг к другу.
Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами вещей и учится
действовать
с
предметами
опосредованно. Наглядно-действенное
мышление - основа всей интеллектуальной жизни.
В период раннего детства память развивается в процессе повторения действий
с предметами, общения с людьми. Сохранение в памяти впечатлений в
значительной степени зависит от заинтересованности малыша и
эмоциональной окрашенности события. Чем больше интерес к событию или
предмету, тем запоминание полнее и продолжительнее. Малышу легче
запоминать свои движения, ощущения от предмета, чем его зрительный образ.
В раннем детстве в арсенале ребёнка преимущественно двигательная и
эмоциональная память.

Внимание у детей раннего возраста преимущественно непроизвольное и
обеспечивается ориентировочной реакцией «что это?». Маленький ребёнок
уже умеет сосредотачиваться и удерживать внимание, пока ему интересно.
Главными условиями развития внимания в раннем детстве является
многообразная деятельность с разными предметами, большое речевое
пространство
и
физическая
подвижность
(особенно
ходьба).
Играя с разными предметами, осваивая их функции, малыш тренирует
внимание: сосредотачивается на одних из них и переключается на другие. Так
приобретается способность к самостоятельному выбору объекта внимания.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, без
которого невозможно нормальное формирование умственных способностей
ребенка.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении
в пространстве,
а
также
запахе,
вкусе
и т.п.
Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше
разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его действиям –
осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и другому. Но
научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще
недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и
качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для
этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный
момент воспринимает – сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов:
дети сравнивают, сопоставляют результаты восприятия.
В
качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их
оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы –
геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в
повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом
сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной).
В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения,
фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются
во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий,
кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место
узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и
тяжелые запахи и т.п.
Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в
сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и
сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Уделяйте время для совместных игр со своим ребёнком, а мы вам в этом
поможем.

Приложение 3
Отзыв родителей
Захарова Юлия Владимировна показала нам мастер-класс «Изготовление
светового стола дома и мастер-класс « Игры с орбизами»
Подробно и доходчиво рассказала о том как сделать , из чего и в какие игры
можно поиграть с детьми.
Наглядно в презентации с фотографиями продемонстрировала опыт своей
работы.
Было всё очень интересно, раньше таких игр нигде не видели.
Были показаны фотографии с нашими детьми , которые играли на световом
столе в группе.
Необычно было показано использование аквагрунта. Дома опробовали , с
интересом пронаблюдали за ростом цветных шариков. Детей было не
оторвать от игры. Даже некоторые папы включились в увлекательный
процесс. Спасибо огромное за столь познавательную и интересную работу с
нашими детьми.
Предлагаем сделать мастер- класс по играм со светом, фонариками и
зеркалами.
Благодарим Юлию Владимировну за то что всесторонне развивает наших
детей, за мастерство и за умение заинтересовать не только ребятишек , но и
нас , родителей.

С уважением , родительский комитет группы « Ландыш»

2022г

Приложение 4
Распространение педагогического опыта

- https://www.maam.ru/users/696852
Конспекты занятий по познавательному развитию через игры на световом
столе.
- Мастер класс для педагогов « Игры на световом столе» 20.09.2021г.

-Мастер класс для родителей « Как сделать световой стол дома» 15.10.2021г в
группе для родителей в VK

- Мастер класс для родителей « Игры с гидрогелем» на сайт детского сада.
21.03 2022г.

- Публикация конспектов занятий по теме infourok.ru

Приложение 5

Мастер –класс для воспитателей групп раннего возраста

« Развивающие игры на песочном столе»
Воспитатель Захарова Ю.В.
Цель : Расширение уровня знаний педагогов об развивающих играх на световом столе.
Задачи :





продемонстрировать некоторые варианты игр;
обобщить знания и поделится опытом
познакомить с используемыми материалами
продемонстрировать используемую литературу

Форма проведения : видео мастер –класс
План проведения :
Приветствие




Демонстрация особенностей игр на световом столе
Демонстрация развивающих игр и игрового материала
Ознакомление со списком используемой литературы

Оборудование :
Световой стол, магнитный конструктор, картинки на просвечивание; изображения утёнка
и бус; картинки –заплатки; гидрогелевые шарики ; формочки; камешки « марблс» (
жёлуди, листочки, рыбки) , шаблон дерева на листе бумаги; контейнеры прозрачные ;
емкости и стаканчики; окрашенная вода ( синий, красный, зелёный, жёлтый) контейнер с
песком; коктельные трубочки; геометрическая мозаика; набор блоков Дьенеша; зиппакеты; гель прозрачный.
Ход мастер –класса:
Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Захарова Юлия Владимировна и сегодня я
покажу вам свой мастер –класс по познавательному развитию через игры на световом
столе для детей раннего возраста.
Познавательное развитие в первую очередь влияет на развитие чувств детей, а игры на
световом столе создают ощущение волшебства и сказочности.
И для начала поговорим что нужно для таких игр1 Стол. Стол должен быть на регулируемых ножках, чтобы правильно выбрать высоту
соответствующую возрасту детей.
2 Крышка для закрытия стола.
3 Доступ к столу не ограничивается , подойти можно с любой стороны. Стулья не
использую в столь раннем возрасте.

4 Занятия- игры от 2 до 5 минут. В зависимости от сложности, со сменой деятельности (
пальчиковые игры и другое).
5 Сетевой блок обязательно фиксируется, чтобы дети не наступали , не задевали его. Либо
сажусь со стороны блока. Для безопасности.
6 Столешница из оргстекла, что соответствует стандартам безопасности в работе с
дошкольниками.
7 Игры заламинированы, либо сделаны из материалов которые могут обрабатываться в
соответствии с СанПинами.
Демонстрация игр:
- Игры на просвечивание . Иллюстрация либо картинка ,закрыта белой бумагой, и при
выкладывании на световой стол мы видим « спрятанную» картинку. Варианты : « Чьи
яички? Курицы или утки?» ; « Морские обитатели» , можно сделать на цветном фоне;
«Кто здесь живет?» ( лесные обитатели) . В помощь воспитателю можно добавить загадки
либо стихи прямо на картинки. « Африканские животные»; « Зоопарк» ; «Насекомые».
Такие игры можно сделать на любу тему и к любому занятию.
- Игры с гидрогелем ( орбизы). В вакуумный зип- пакет добавляем орбизы и гель. На
световой стол выкладываем картинку, сверху зип-пакет. Например бусы, дети с помощью
пальчика перемещают орбизы на силуэт бус.
- Игры с камешками марблс. Демонстрация разновидностей камешков.( жёлуди, листочки,
грибочки, рыбки , плоские и круглые камешки, цветные или полупрозрачные. Различные
размеры зип-пакетов.
Под пакет подкладываем вариант игры , например « Накормим Мишку ягодами» , либо
ваш вариант. Пальчиком продвигаем камешки в рот медвежонку.
« Заплатки» Всем знакомый вариант игры. Любой ваш вариант - ягоды, фрукты, деревья,
животные, транспорт , одежда и так далее. И белые круги закрываем цветными
камешками марблс. Размер камешков тоже бывает мелкий и крупный.
Также марблс можно использовать совместно с песком. Пример : рисуем песком на
световом столе « Яблоню» и дополняем яблоками –марблс. Либо это дуб и жёлуди.
В процессе игры ,не забывайте ориентиры в плоскости верх и низ. Корни и крона дерева,
листья или яблоки висят, упали на землю.
Совет : не берите много детей к одному столу, ребята очень эмоционально реагируют на
световой стол . Учите их не толкаться и не мешать друг другу, играть вместе.
Также можно изобразить море, речку, озеро и наполнить их водными обитателями. Также
можно продолжить прорисовывать воздушные пузырьки , водоросли .
Вариант – нарисовать пальчиками цветы и украсить их камешками марблс.
- Игра с формочками и гидрогелем. С помощью совочков или ложек наполняем формочки
орбизами, можно по цвету. Ёлочка зелёная, звезда жёлтая, снеговик белый и так далее.
- Игра с магнитным конструктором. Тема которую я обычно выбираю « Мой город» , «
Моя улица».

С помощью деталей выкладываем одно или много этажные здания, с плоской или
треугольной крышей, соединяем дома в улицу. Выкладываем целый город.
В играх на световом столе я проговариваю с детьми простые правила.




- Не берём в рот детали.
- Не кидаем песок или игрушки на пол.
- Не толкаемся, играем не мешая друг другу.

На этом всё .Ниже даю список использованной литературы.
1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. "Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии"
3. Сакович Н.А. "Технология игры в песок. Игры на мосту"
4. Штейнхард Л. "Юнгианская песочная психотерапия"
9.Дерягина Л.Б. "Лепим куличики, пускаем кораблики. Развивающие игры с песком
и водой»
10.Братчина Алина Алексеевна «Повышение уровня адаптационных возможностей
детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии»
Спасибо за внимание!

Приложение 6
Фотогалерея

Приложение 7

Игры с гидрогелем (аквагрунтом)
(Консультация для родителей)
Физические свойства гидрогеля
«Орбизы» являются полимером, который способен активно накапливать влагу и отдавать
ее (1 грамм гидрогеля вбирает 200 мл воды). Его добавляют для экономии воды в почву
для выращивания рассады или декора цветочных ваз. Пакетированный гидрогель
продается в садоводческих магазинах и бывает неокрашенный, разных цветов и размеров.
Гидрогель мини – это твердые гранулы 2 мм, напоминающие бусины или перец
горошком. После замачивания часов через 6 они увеличатся в размерах в 5-6 или более раз
и станут похожи на желатин или мягкую резину. Из одного стандартного пакетика
получится до 300 мл влажных шариков. Шарики выдерживают новое замачивание до трех
раз, но постепенно высыхают и теряют свои свойства.
Игры с использованием гидрогелевых шариков (только под присмотром родителей)
для малышей от 3 лет
Для разных игр вам понадобятся ложки, стаканы, тазы и чашки, емкости разных форм и
размеров, игрушки для игры в воде.
1. Игра “Восторг ”
Как только куплены шарики, достаем их из упаковки и замачиваем в воде в емкости.
Малыш может повозиться в водичке, шарики поймать сеточкой, формочкой, ведерком,
ложечкой, стаканчиком или распределить шарики разных цветов в разные баночки.
Дальше оставляем шарики расти. И возвращаемся к игре, когда гидрогель вырастет (уже
применяя игры ниже). Игра займет мозг ребенка на день точно, он будет возвращаться к
ней снова и снова.
2. Гидрогелевая аналогия
Пока шарики растут в водичке, вы можете предложить малышу такую игру: скажи, что
круглое есть в мире, что ты видел круглое? Он будет с радостью называть предметы.
Можно перейти на изучение цветов. Посмотри на цвета шариков, а какие ты знаешь цвета
и что в мире такого цвета?
3. Найди шарики
Несколько вариантов опытов.



Необходимо налить в банки 0,5 -1 л прозрачную воду и опустить туда шарики
разных цветов. “Исчезнут” все бесцветные неокрашенные шарики, их не будет видно в
воде.



В каждую отдельную банку добавить свой краситель (зеленый, красный, желтый и др.)
и опустить туда шарики подобного цвета. В банку с желтой водой – желтые, синей –
синие и т.д. Шарики не будут видны.
4. Антистресс ассоциация
Высыпьте шарики в таз или чашу и спрячьте под них различные небольшие безопасные
предметы и игрушки. Ребенок может закрыть глаза и, рукой нащупывая предметы,
угадывать, что он нашел. Еще лучше будет, если глаза не откроются, пока точно не будет
понятно, что ребенок узнал предмет.
5. Счет гидрогель
Неужели возможно сосчитать все шарики? Да, если их немного. Если много, можно
сосчитать, сколько у ребенка пальцев, глазок, сколько любимых игрушек? И предложить
столько же шариков отложить в определенное место.
6. Гидрогель визуализация
Здорово поиграть в эту игру, если у вас есть бесцветные шарики. Можно использовать
разные цвета пищевых красителей, а можно и лаки для волос. Красим равные части
шариков в разные цвета. Ребенок видит и понимает процесс, он поглощен визуализацией.
7. Массаж ручек и стопочек
Можно разрешить малышу встать ножками в тазик с шариками гидрогеля и поболтать
ими. Это чудесное удовольствие и расслабление. Не забудьте после этого хорошо вымыть
ножки малыша с мылом. Также поступите и с ручками.
8. Я умею!
Задача состоит в том, чтобы ребенок с помощью гидрогеля научился лучше пользоваться
посудой (ложкой, вилкой, стаканом, тарелкой и т.д.) Покажите ему, как набирать в ложку
шарики, как насыпать их в разную посуду. Включится мелкая моторика и мышечная
память закрепит навыки. Конечно, предупредите, что кушать шарики нельзя.
9. Ледовые шарики
Можно заморозить шарики в контейнерах для льда или массу с водой и шариками. Этот
опыт научит ребенка превращению воды в лед. Объясните ему, что произошло, почему
бывает снег и зима.
10. Игра закончена
Ребенку интересно будет показать обратный процесс, как влага уходит из шариков и они
уменьшаются в размерах. Объясните ему эту закономерность.
Опыты и эксперименты

С детками постарше можно провести опыты с гидрогелем:


Налейте в прозрачные стаканы или баночки воду, подкрасьте ее пищевым красителем
или акварельными красками. Вода должна оставаться прозрачной! Опустите в каждую
емкость шарики или фигурки соответствующего цвета. Вы увидите, что они исчезли,
словно растворились! На самом деле, запустив руку или ложечку, вы легко их
достанете. Такой опыт похож на настоящее чудо. То же самое можно проделать с
прозрачными шариками, опуская из в неокрашенную воду.



На одну сторону стеклянной баночки наклейте рисунок, так чтобы он был виден
изнутри. Заполните баночку орбиз – рисунок скроется. Налейте воды,
соответствующего цвета и вы увидите, как рисунок снова появится.



Оставьте несколько фигурок лежать на солнышке и наблюдайте как они постепенно
уменьшаться в размерах.



С помощью аквагеля для ванной превратите обычную воду в густое желе, можно
спрятать в нем разные игрушки и устроить для детей соревнование по поиску
«сокровищ». Любопытно наблюдать как желе превращается обратно в воду с помощью
специального «волшебного» порошка.



Удивительные сказочные истории можно придумать вместе с малышом, играя с
подсветкой и наблюдая красочные переливы света, преломляющегося в гидрогеле. Для
этого под емкость с шариками поместите светодиодный фонарик или разноцветную
гирлянду.

Меры предосторожности
Возраст ребенка должен быть от 3-х лет и играть нужно при участии и под присмотром
взрослых. Необходимо объяснить малышу, что шарики нельзя есть, глотать, прятать и т.д.
Если ребенок случайно проглотил шарик – немедленно обратитесь к врачу. После игр с
гидрогелем нужно хорошо помыть руки или участки тела с мылом.
Как убрать остатки гидрогеля после игр?
Рекомендуется играть на столе или в определенном месте в комнате (на коврике), в
ванной. С пола ламината легко убрать все пылесосом, протереть место влажной тряпкой,
высушить.
Советую хотя бы раз поиграть с ребенком в игру с гидрогелем. Ведь мир не может
жить без воды, на примере гидрогеля можно и об этом рассказать малышу.

Библиография

Список литературы и интернет-ресурсов:
 Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.
С. Комаровой, М. А. Васильевой 2019г.
 «Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста»
Литвинова О.Э. 2015г.

 «Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и
занятия» Печора К.Л., Пантюхина Г.В. 2021г.

 «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование» По
программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.
С. Комаровой, М. А. Васильевой 2019г.
 «Реализация программ для детей раннего возраста» Лыкова И.А.
Кожевникова В.В. электронное издание на портале «Воспитатели
России» 2020г.

 «Реализация образовательной области «Познавательное развитие».
Методические рекомендации.» Теплова А.Б. электронное издание на
портале «Воспитатели России» 2020г.

 Основная образовательная программа МДОУ «Д/с Рябинка»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».