Проект - Птицы зимой

Комитет по образованию администрации МО
Тихвинский муниципальный район
Ленинградской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Рябинка»

Педагогический проект
«Птицы зимой»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Подготовили и провели:
Богданова Н., учитель-логопед
Пахомова Н.В., воспитатель

г.Тихвин
2021г.

Пояснительная записка
Данный проект предполагает совместную деятельность всех участников
воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, с
целью расширения знаний о зимующих птицах.
В процессе реализации проекта, дети познакомятся с жизнью птиц
зимой, их названиями, голосами способами помощи птицам с приходом зимы.
Узнают о роли человека в жизни зимующих птиц. Познакомятся с
особенностями строения птиц, их питанием, местом обитания через создание
коллективных творческих работ. Вместе с родителями примут участие в акции
«Покормите птиц зимой».
Результатом проекта является создание фото-коллажа «Покормите птиц
зимой » и одноимённого видеоролика, а также коллективной творческой
работы «Покормите птиц зимой»

Паспорт проекта
Актуальность проекта:
Зимой птицам холодно и голодно: пищи мало, а потребность в ней
возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным,
поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В процессе бесед
с детьми выявилось, что дети часто путают не только названия зимующих
птиц, но и не могут отличить их от перелётных. Недостаточно развиты знания
о птицах родного края. Плохо сформировано чувство заботы о птицах.
Следовательно, присутствует необходимость расширить и пополнить знания о
жизни птица зимой. Что и определило актуальность проекта.
ЦЕЛЬ: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
 Расширить знания детей о зимующих птицах, их образе жизни,
особенностях поведения, строения
 Познакомить с профессией «Орнитолог» через сюжетно-ролевую
игру
Коррекционно-развивающие:
 Развивать речь детей через словесные игры о птицах
 Развивать мелкую моторику рук через здоровье сберегающие игры
Воспитательные:
 Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время
 Развивать интерес к живой природе родного края
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТА:
 по составу участников – коллективный проект (групповой);
 по целевой установке – воспитательно-образовательный;
 по тематике – познавательно-развивающий, речевой, художественноэстетический
 по срокам реализации – кратковременный (30.12.2022 по 13.01.2023);

 участники проекта – воспитатели, учитель-логопед, дети, родители.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:
 Дети имеют представления о жизни зимующих птиц
 Различают их внешнему виду, голосам
 Умеют пользоваться лексико-грамматическими нормами и речевыми
ориентирами по теме «Зимующие птицы»
 Знакомы с профессией «Орнитолог» в процессе организации сюжетноролевой игры
ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
Фото-коллаж «Покормите птиц зимой», одноимённый видеоролик,
коллективная творческая работа «Синицы у кормушки».

Реализация проекта
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Подбор дидактических и настольных игр, сюжетно-ролевых, пальчиковых
и подвижных игр, здоровье сберегающих технологий, песен, иллюстративного
материала о птицах.
2. Подбор литературно-художественного и музыкального материала: книг,
стихов, загадок, пословиц и поговорок о птицах, музыки с голосами птиц.
3. Просмотр документальных фильмов о зимующих птицах
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ:
1.Беседы и НОД с детьми «Для чего кормить птиц зимой», «Кто такие
птицы?»: «Зимующие птицы»
2. Сюжетно-ролевые игры «Интервью», «Орнитологи».
3. Загадывание загадок о зимующих птицах, чтение художественной
литературы А.Барто «Снегирь», Г.Скребицкий «Почему птицы зимой
перебираются ближе к жилью человека»; «Берегите птиц»; А Яшин
«Покормите птиц зимой» и прослушивание одноимённой песни.
4. Разучивание стихов о птицах.
5.

Здоровьесберегающие

технологии:

артикуляционная

гимнастика

«Голодные птенчики», «Сонная сова», «Птички глотают пищу», «Клювы
разных птиц»; пальчиковая гимнастика «Кормушка», «Птичка крылышки
сложила»; физкультурная пауза «Скачет шустрая синица»
6. Подвижные игры «Совушка», «Ворон и курица»

7. Словесные игры: «Закончи предложение»; «Сосчитай синиц», «Одинмного», «Опиши птицу», «Маленькая птичка», «Чьё перо», «Повтори за
мной», «Какой звук пропущен?»
8. Коллективная аппликация «Синицы у кормушки», лепка «Снегири», сбор
фотографий для фото-коллажа «Покормите птиц зимой»
9. Участие в акции «Покормите птиц зимой»
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Оформление фото-коллажа «Покормите птиц зимой» и одноимённого
видеоролика.
Рекомендации родителям:
- Изготовить кормушку вместе с детьми и покормить птиц в парке, сделать
фото
- прочитать книги
«Воробьишко»

В.Бианки

«Синичкин

календарь»,

М.Горького

- посмотреть мультфильм «Серая шейка» и документальные фильмы о жизни
птиц
- во время прогулок наблюдать за птицами и их поведением.

План мероприятий проекта «Птицы зимой»
День недели

Время

Пятница
30.12.2022

В течение дня

8.00-8.45
Понедельник
10.15-10.45
09.01.2023
11.00-12.30
16.00-16.30
8.00-8.5
Вторник
10.01.2023

10.20-12.30

16.00-16.30

Мероприятие
Подбор художественного и иллюстративного материала,
дидактических, настольных, подвижных, сюжетноролевых игр, материала к беседам с детьми и
информационно-просветительского, документального,
мультипликационного материала о птицах
Подбор речевого материала: пальчиковых игр,
физминуток, стихов, песен, игр по развитию лексикограмматического строя речи
Прогулки в парк, кормление птиц, беседы о птицах
Беседа с детьми «Кто такие птицы»; дидактическая игра
«Составь птицу; разучивание артикуляционной
гимнастики и пальчиковой игры «Птичка крылышки
сложила»
Чтение художественной литературы А Барто «Снегирь»
Лепка «Снегири»
Наблюдение на прогулке: Птичьи следы на снегу»;
подвижная игра «Совушка»
Сюжетно-ролевая игра «Интервью», словесные игры:
«Один-много», «Сосчитай птиц», «Опиши птицу»
Прослушивание голосов птиц. Беседа «Зимующие
птицы» просмотр презентации «Зимующие птицы»
Изготовление бинокля для наблюдения за птицами;
чтение художественной литературы «Почему птицы
перебираются ближе к жилью; наблюдение на прогулке
«Какие звуки издают птицы»
Рассматривание иллюстраций с изображением
зимующих птиц; словесные игры «Закончи
предложение», «Маленькая птичка»

Место проведения

Ответственные

группа

воспитатели

группа

учитель-логопед

дом

родители

группа

воспитатели, дети

группа,

воспитатели, дети

группа

воспитатели, дети

группа

воспитатели, дети

группа

воспитатели, дети

группа

воспитатели, дети

группа

воспитатели, дети

8.10-8.30

Беседа «Для чего птиц кормить зимой»; дидактическая
игра «Назови зимующую птицу»

Группа

воспитатели групп

10.20-10.50

Прослушивание песни А.Яшина «Покормите птиц
зимой; коллективная аппликация «Синицы у кормушки»

группа

воспитатели, дети

11.00-12.00

Наблюдение за поведением птиц зимой, подвижная игра
«Ворон и курица»

прогулочный
участок

воспитатели, дети

группа

воспитатели. дети

группа

воспитатели, дети

Среда
11.01.2023

12.10-12.30
16.00-17.00

Четверг
12.01.2023

8.10-8.45

12.10-12.30
16.00-17.00
9.00-10.10

Сюжетно-ролевые игры «Интервью», «Орнитологи»»
дидактические игры «Четвёртый лишний», «Кто где»
Составление рассказов о зимующих птицах
Оформление и презентация фото-коллажа «Покормите
птиц зимой»

Пятница
13.01.2023

Чтение художественной литературы М.Пришвин
«Птицы под снегом»
Сюжетно-ролевая игра «Орнитологи»; пальчиковая
гимнастика «Кормушка», артикуляционная гимнастика;
словесные игры «Чьё перо»; «Повтори за мной»
Отгадывание загадок о птицах; артикуляционная
гимнастика «Голодные птенчики», «Сонная сова,
«Птички глотают пищу», «Клювы разных птиц»,
пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Чтение художественной литературы Г.Скребицкий
«Берегите птиц»

воспитатели, дети
группа

воспитатели, дети

группа

воспитатели, дети

группа

учитель-логопед

группа

воспитатели,
учитель-логопед,
дети, родители

группа, социальная
сеть «В Контакте»

воспитатели,
учитель-логопед,
родители

В течение дня
Видеоролик «Покормите птиц зимой

Приложение
«Беседа: Зимующие птицы»
Цель: учить детей доброте, бережному отношению к природе.
Воспитывать бережное отношение к птицам, формировать обобщение
представление о зимующих птицах; знакомить с особенностями их жизни,
учить различать их по существенному признаку; дать представление, как
можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем
кормят птиц зимой.
Классификация птиц :
Зимующие (воробей, ворона, синица, сорока, дятел, снегирь,
голубь,галка);
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних
условиях.
Материал: интерактивная доска: картинки с изображением птиц,
рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы», иллюстрации к
игре «Прилетели птицы…».
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за птицам;
рассматривание картинок с изображением зимующих птиц. Дидактическая
игра: «Птичья столовая» Цель: Учить детей доброте. Приучать их заботиться
о птицах, дать детям элементарное знание о то, чем кормят птиц зимой.
Испытывать радость от сознания, что делясь крохами, можно спасти птиц от
гибели.
Ход занятия
(Дети сидят на стульчиках полукругом перед интерактивной доской)
Воспитатель: Зима-очень трудное время для птиц, особенно если она
морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма.
Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы
выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В
первую очередь надо заботиться о птицах - верных друзьях леса и сада. Не
только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут
щели и трещины в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись
ледяной коркой после оттепели или был сильный снегопад их поиски
бесполезны. Нужно поддержать птиц. Сегодня, мы с вами будем говорить
о птицах.
Посмотрите внимательно на доску и назовите мне названия всех птиц,
картинки (фотографии)которых вы видите. Чем они похожи? Как можно
сказать одним словом? (На интерактивной доске изображены фото зимующих
птиц.)
Доска выключается. Проводится зарядка для глаз (смотрим в окно в
даль, говорим, что видим, затем близко у окна).

Воспитатель: читает детям стихотворение:
О чем поют воробушки в последний день зимы?
Мы выжили! Мы выжили!
Мы живы! Живы мы!
Дети, об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы.
А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, вороны, синицы,
сороки, голуби, дятлы, галки) круглый год живут у нас?
Воспитатель предлагает провести физкультминутку(«Волшебная
сказка») :
Голубое облако в небе покатилось.
В белую и чистую птицу превратилось.
Птица растворилась ровной полосою.
С неба на цветочки выпала росою.
А росу улитки дружно собирали,
В чашечки цветные чая наливали.
И огонь в камине тихо разводили,
Чай из трав душистых ароматный пили.
Если сердце доброе и рука легка
Сможешь ты услышать даже облака!
(сопровождается движениями)
Занятие продолжается.
Зимующие птицы не боятся морозов и добывают еду даже в самые
холодные зимы.
• Ребята, как вы думаете, чем питаются птички зимой?
(Зимой птицы питаются обычно семенами, которые остались на ветвях
деревьев, кустов и других растений, могут есть продукты (зерно, семечки,
орешки, которыми запаслись еще летом, для того, чтобы перезимовать лютые
морозы. Так же птицы питаются из кормушек)
• А чем питается дятел? (зимой дятел питается в основном семенами
сосны и ели)
• Что такое «кузница дятла»? (щель, куда дятел вставляет сорванную
шишку, шелушит ее, доставая семена, потом выбрасывает)
• Почему его прозвали лесным доктором? (Никакому жуку-вредителю и
его личинке от лесного доктора не укрыться.)
• Дети, а почему синички зимой прилетают ближе к дому человека?

(для пропитания)
Воспитатель: Показывает детям картинку с изображением синички.
Посмотрите, какие красивые у нее перья; на голове- чёрные, на грудке-жёлтые,
на щеках белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому
эту птичку называют синичкой. Ребята, а как вы думаете, что ест синичка
весной и летом (букашек, вредных насекомых)
Видите, дети, какие полезные синички. Весной и летом они поедают
много разных букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом.
Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей.
А чем мы можем подкормить синицу зимой (семечки, семена, сало,
несоленое)
Что она любит больше всего? (несоленое сало)
Синицы кроме семян, очень любят кусочки несолёного сала и мясо.
-Ребята, мы с вами назвали птиц, которые остаются с нами зимовать.
Воспитатель: ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в
игру «Прилетели птицы….»
Я сейчас буду произносить слова, которые будут обозначать
названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут
же даёте сигнал – хлопок, называя мою ошибку. После вашего ответа на доске
появится фото того, что было лишнее в игре.
Игра «Прилетели птицы…»
Прилетели птицы :
Голуби, куницы…
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи, воробьи…
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Дятлы и вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы :
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
Прилетели птицы :

Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галочки, стрижи,
Дятлы и кукушки…
Даже совки-сплюшки…
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки, воробьи,
Чибисы, чижи,
Дятлы и кукушки,
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
(на интерактивной доске появляется картинка того, что не относится
к птицам и дети себя проверяют, объяснение про совку-сплюшку)
В начале зимы мы с вами повесили на участке кормушку и всю зиму мы
кормим наших птиц. Давайте и сегодня, когда пойдем на прогулку, не
забудем взять поесть друзьям нашим меньшим. У нас с вами есть уже и
постоянные гости, которые нас ждут на нашем участке (голуби) и надеюсь, и
вновь прилетевшие птицы.
Конспект занятия : «Птицы, кто они такие»
Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение
представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и
различия внешнего вида птиц.
Задачи:
-формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об
общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров.,
различать особенности поведения птиц.
-развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные
суждения сравнительного характера.
-воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности,
сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Интеграция образовательных областей:

• социально- коммуникативное развитие
• речевое развитие.
• физическое развитие.
Методы и приёмы.
словесные: загадывание загадок о птицах, беседа о птицах, вопросы,
рассказ.
наглядные: рассматривание иллюстраций о птицах, д / и «Покорми
птичку», «Кого не стало?»
практические:
упражнение,
движения
детей,
имитирующие
поведение птиц
Словарная работа:
активизация словаря: снегирь, синица, зёрнышки, лучи, корм, тёплые
края, конверт.
обогащение
словаря: запрокидывая,
перелётные,
зимующие,
чёрнокрылый, рябина.
Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение
произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы,
рассматривание иллюстраций.
Педагогические средства: иллюстрации с изображением птиц (вороны,
воробья, синицы, снегиря, дятла.) Аудиозапись с голосами птиц.
Содержание НОД:
собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было
хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза 1,2,3 открывайте. Ребята я птичья
фея, ой а где же мой волшебный чемоданчик, ах вот он. Ребята в этом
чемоданчике лежат интересные задания, но что бы его открыть и узнать, что
там лежит нужно отгадать загадку.
Воспитатель:
У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются с яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
Воспитатель: правильно ребята птицы. Говорить мы сегодня будем
о птицах. Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на
ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на
тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.
Воспитатель: Эту птицу каждый знает,

В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
Просыпайтесь поскорей.
Всех торопит (Воробей)
Дети: воробей
Воспитатель: правильно ребята это воробей.
Воспитатель: Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки
черные, туловище серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Воробьи летают
стайкой. Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм. Они всегда
прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой
держатся ближе к жилью человека. Воробьи между собой перекликаются «чив
– чив». В народе говорят: «мал воробей, да удал» Ворону, воробья, мы видим
в городе круглый год.
Воспитатель достаёт из конверта иллюстрации птиц и предлагает детям
из иллюстраций найти воробья. Дети вместе с воспитателем рассматривают
внешний вид воробья.
-Чем покрыто тело воробья?
-Какой у него клюв?
-Как кричит воробей?
-Чем питается?
- Где легче найти корм воробью?
-Воробей зимующая птица?
Воспитатель: отгадайте ещё одну загадку
Особа всем известная,
Она крикунья,местная.
Увидит тучку тёмную
Взлетит на ель зелёную.
И смотрит, словно с трона.
Кто она? (Ворона)
Воспитатель: правильно ворона. Ребята покажите её на картинке
Воспитатель: ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые
бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И
разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами
и другими мелкими зверьками охотится.
- Ребята что вы запомнили о вороне?
-Чем она питается?

-Какого цвета у неё перьевой покров?
- Какой у вороны клюв?
-Чем отличается ворона от воробья?
Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».
Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая
ворону, и говорит такие слова :
«Как под елочкой зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло раскричались.
Вот собака прибегает,
И вороны улетают.
Воспитатель:
И зимой ей не сидится:
Под моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку (Синица)
Воспитатель: правильно ребята синица. Покажите её на картинке.
Воспитатель: синичка живёт там где холодно, тепло она не любит. Она
маленькая, шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые
пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь».
Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?
-Какого у неё цвета грудка?
- Чем питается?
-Какой у неё клюв?
-Где живёт синица?
- Почему её так назвали?
Физминутка
Скачет шустрая синица
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево- вправо)
И с дорожки – на плетень,
Воспитатель:
Красногрудый, чёрнокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять (Снегирь)
Воспитатель: правильно ребята снегирь. Красавец снегирь прилетает
перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели- значит, завтрапослезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому
красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук
флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами.
- Какого цвета у снегиря грудка?
- Чем питается снегирь?
- В какое время года прилетает снегирь?
-На что похож свист снегирей?
Воспитатель:
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Воспитатель: дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву,
он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает
их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча
этой птицы.
Воспитатель:
-Ребята, какой у этой птицы клюв?
- Чем он питается?
-Чем покрыто тело воробья?
- Чем отличаются птицы друг от друга?
Д / и «Кого не стало»
Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из птиц, а затем
предлагает отгадать, какой птицы не стало.
Воспитатель: многие виды птиц издают очень приятные для
человеческого уха звуки. Пение служит птицам для общения друг с другом
Психогимнастика «Птички» (с сопровождением аудиозаписи)
Воспитатель: ребята давайте представим с вами, что мы птицы.
Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки. Им снятся
приятные сны: о лете, о тёплом солнышке, как они поют. Утром когда лучи

солнышка касаются их, птички просыпаются, расправляют сначала одно
крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду,
запрокидывая голову и оглядываясь во круг. А потом принимаются за дело
летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои
крылышки к его тёплым лучам.
Рефлексия: дети садятся на ковре по кругу.
- О каких птицах мы говорили?
- Что нового узнали?

«Зимующие птицы»
Программное содержание: закреплять знания детей о зимующих и
перелетных птицах, учить детей связывать условия жизни птиц со способами
питания и характерными повадками. В игровой форме закреплять знания о
способах питания . С помощью современных технологий закрепить
представления старших дошкольников о внешнем виде зимующих птиц.
Развивать психические процессы: память, внимание, речь, мышление.
Воспитывать любовь к родной природе, желание помогать животным в
зимнее время года.
Оборудование к занятию: мультимедийная презентация, мяч для
дидактической игры «Подбери действие», динамическая игра “Зимующие и
перелетные птицы”

Ход занятия
1. Организационный момент.
– Ребята, отгадайте загадку:
Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём
Будем в небе голубом
Мы умеем щебетать, каркать ,петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите .
Дети , кто мы назовите? ( птицы)
– Птиц очень много и живут они в разных местах. Одни из них улетают в
теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются
птицы, которые остаются зимовать? (Птицы, которые остаются у нас
зимовать – это зимующие)
– Почему зима тяжёлое время для птиц? (холодно, мало корма)

– Да, скоро зима и для птиц наступает тяжёлое время. Все ягоды, семена
растений уже съедены. Вот и летят птицы ближе к жилью человека . А
что может сделать человек, чтобы птицам было хоть немного легче?
(изготовить кормушки)
– Да,человек о них заботится и делает кормушки.
– А мы с вам отправляемся на прогулку в городской парк. Как вы думает,
каких птиц мы можем там встретить? ( голубя, ворону, сороку, воробья,
синицу, снегиря и др)
2. Основная часть
Слайд 1
– Посмотрите, ребята, нас встречают зимующие птицы. Что общего у
всех этих птиц? ( У птиц есть: 2 ноги, 2 крыла, тело покрыто перьями,
есть клюв).
– А чем птицы отличаются друг от друга? ( у птиц разный цвет оперения,
разный размер крыльев, птицы по – разному передвигаются, поразному подают голос ) .
– Посмотрите, а вот и первый житель городского парка нас встречает.
Отгадайте кто это?
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее ... (сорока)
– Да, действительно это сорока.
– Посмотрите на эту веселую, бодрую, горластую, смышленую птицу, ее
знают все и ни с кем не спутают. Много прозвищ дали сороке люди.
Какие вы слышали прозвища сороки? (Сорока-воровка, белобока)
Слайд 2
– Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят
высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют
случившиеся.
– .А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое,
блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть
приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто
можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и
бусинки, даже чайные ложки и очки.
Слайд 3.
–

Как выглядит сорока? (Ответы детей)

–

Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот
бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с
красивым зеленоватым отливом. В середине лета сорока меняет

оперение. В это время она прячется в лесу.
Слайд 4.
– А вы знаете, где сороки стоят гнезда? (Ответы детей)
– Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный
шар: сухие ветки скреплены глиной и землей, а изнутри выстелено
листьями растений, шерстью, пухом.
– Какую пользу приносит сорока? (ответы детей)
– Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых,
червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений,
ягодами и фруктами.
– Ребята, послушайте загадку, что за птицу мы сейчас встретим:
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ... (Дятел)
Слайд 5.
– Да - это дятел. С помощью своего необыкновенного клюва дятел
переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания.
Весной он любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это
осторожно, не нанося дереву вреда. Зимой дятлы из наших краев не
улетают, ведь корма им в лесах хватает.
–

Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел лечит деревья. Какие
же у деревьев болезни и почему только дятел может им помочь?
(Ответы детей).

Слайд 6.
– В наших лесах живет множество жуков – дровосеков и короедов –
злейших врагов деревьев. Они прогрызают ходы в коре и стволе дерева,
разрушают его изнутри. Только дятел может сидеть на дереве
“солдатиком” и двигаться снизу вверх по стволу, цепляясь за кору
острыми коготками и помогая себе твердым, упругим хвостом.
Слайд 7.
– Только дятел своим крепким клювом и длинным языком может достать
жуков и их личинок из убежищ.
Динамическая пауза «Отгадай и присядь»
– Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы
услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название
перелетной, то делаем взмахи руками. (Ворона, соловей, дятел, сорока,
голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль,
воробей, цапля и др.)

Слайд 8
-Отгадайте, что за птица?
Жёлтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут её … (синичка)
– Зимой на кормушку часто прилетают синички. Синицы – очень
подвижные и ловкие птицы, их сильные ноги с острыми и круто
загнутыми когтями на крепких пальцах хорошо приспособлены к
цеплянью за ветки. Перепархивая с ветки на ветку, обшаривая каждую
трещинку в коре, они вытаскивают оттуда своим прямым и острым
клювом запрятавшихся на зиму насекомых, их личинки и яйца.
Слайд 9.
– Оперение у синиц яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в
желтую курточку с черным галстуком , а голову украсила темной
шапочкой.
Слайд 10.
– Весной синицы устраивают гнезда в дуплах дятлов, в щелях
деревянных построек, устилая их пухом и перьями, охотно селятся в
гнездовьях – синичниках. Для утепления жилища птицы приносят
шерстяные волоски и кусочки ваты.
–

Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы? (Ответы детей)

Слайд 11.
– Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме
того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и несолёного
сала, которыми подкармливает их человек.
– Синиц надо охранять круглый год: летом беречь их гнезда, осенью и
зимой подкармливать, так как в это время их гибнет очень много.
Игра с мячом «Подбери действие».
Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы:
летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать
яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.
Слайд 12
- Отгадайте, кто нас встречает?
Две болтливые соседки
Разговор вели на ветке
Очень важные персоны
Серо-чёрные... (вороны)

– И нас встречает ворона. А вы помните, как выглядит ворона? (Ответы
детей)
– Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица.
Слайд 13.
– Это крупная птица, она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв,
горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое.
Слайд 14.
– Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся
днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие
стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно
прижавшись друг к другу, и таким путем согреваются.
– Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками,
перьями. Птенцов сначала кормит самец, потом оба родителя. Через
месяц птенцы вылетают из гнезда.
– А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и
умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.
– Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц,
лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться
из мусорных баков – костями, остатками еды человека.
Слайд 15.
–

А это лесная зимующая птица - клест. Посмотрите, как он выглядит.

Слайд 16.
– Эта птица постоянный житель зимних лесов. Оперенье у клестов
нарядное – ярко-вишневое, самочки окрашены скромно – в желтозеленый цвет.
– У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с
боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя,
более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде
креста.
– Питается клест семенами еловых и сосновых шишек.
Задание в тетради
– Ребята, а птицы приготовили нам ещё одно задание: они хотят
проверить что же вы запомнили про зимующих птиц.
Слайд 17. На что похоже гнездо сороки?
Слайд 18.
1. на шар
2. на домик

Слайд 19. У какой птицы клюв в виде креста?
Слайд 20.
1. у воробья
2. у дятла
3. у клеста
Слайд 21. Чей голос слышен?
Слайд 22
1. сороки
2. дятла
3. воробья
Слайд 23. Какая птица самая любопытная?
Слайд 24.
1. синица
2. сорока
3. воробей
Слайд 25. Какая птица лечит деревья?
Слайд 26.
1. синица
2. воробей
3. дятел
Слайд 27. Чем питается клест зимой?
Слайд 28.
1. семенами шишек
2. ягодами рябины
Слайд 29. Какая птица одета в желтую курточку с черным галстуком?
Слайд 30.
1. дятел
2. клест
3. синица
Слайд 31. Чем любят питаться зимой синицы?
Слайд 32.
1. салом
2. шишками
3. ягодами рябины
Слайд 33. Чей голос звучит?
Слайд 34.

1. Синицы
2. Сороки
3. Дятла Молодцы. Я убедилась, что вы настоящие знатоки птиц. Впереди
нас ждут другие увлекательные истории про птиц. А нам пора
возвращаться.
Слайд 35
3. Итог:
- С какими птицами мы сегодня познакомились? (зимующими)
- Почему мы называем их зимующими? ( остаются зимовать там где живут)
- Как мы можем помочь зимующим птицам? (можем сделать кормушки)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».